Готов ли Ваш ребёнок к школе?
В этой статье я хочу поговорить о готовности детей к школе. Практически все родители согласятся с тем, что ребёнка к школе надо готовить. Но вот, что включает в себя эта подготовка, каждый понимает по своему.
В большинстве случаев, складывается представление, что ребёнка до школы надо научить основам чтения, счёта, дать определённый объём знаний, и это будет залогом его дальнейшего успешного обучения. На самом деле, всё гораздо сложнее.
Вообще нет смысла говорить о готовности абстрактного ребёнка к абстрактной школе. Необходимо рассматривать конкретного ребёнка со всеми его особенностями и конкретную школу с её условиями обучения, требованиями и конкретными педагогами.
Один ребёнок может вполне успешно обучаться в обычной школе рядом с домом, но вот при поступлении в престижную гимназию с углублённым изучением языков у него же могут возникнуть проблемы. Другой ребёнок будет успешен практический в любой начальной школе, а для третьего подойдёт только коррекционная школа или класс. Кто-то готов к обучению с 6 лет, но большинство детей созревают для школы именно к 7 годам.
Готовность ребёнка к школе включает в себя несколько компонентов. И умение читать и считать здесь является не самым важным элементом.
Прежде всего, стоит сказать о психологической готовности. Ребёнок должен иметь достаточный уровень развития для усвоения школьной программы в коллективе. Здесь стоит выделить личностную и социально-психологическую готовность. Малыш должен принимать свою новую социальную позицию школьника. Должно быть сформировано адекватное отношение к школе, к учителю, к учебной деятельности.
Сюда же входит и интеллектуальная готовность. Она заключается в уровне развития кругозора, запасе знаний, в понимании закономерностей. Сюда же стоит отнести уровень развития психических процессов и уровень речевого развития.
Так же важна эмоциональная готовность. Хорошо, если малыш пойдёт в школу с радостью, будет уметь сочувствовать и сопереживать.
Волевая готовность. Ребёнку в школе придётся напряжённо трудиться, выполнять требования и режим школьной жизни. Все вышеперечисленные компоненты относятся к психологической готовности.
Не менее важной является и готовность ребёнка к школе в плане физического развития. Очень часто этот компонент упускается из виду. Многие дети не готовы физически выдерживать школьную нагрузку. Из-за этого часто болеют и возникают другие трудности в обучении.
И в самую последнюю очередь я хочу сказать о развитии специальных школьных навыков (счёт, письмо, чтение). Специальных задач по развитию этих навыков в дошкольном возрасте не ставится. Важно создать предпосылки для усвоения этих навыков в школе. Если вы хотите научить своего ребёнка читать и писать, то пусть лучше это сделают специалисты.
Обучение грамоте стоит доверить логопеду. У многих детей до школы имеются те или иные проблемы в речевом развитии. Многие из них даже не замечаются родителями.
Очень важно, чтобы ещё до начала школьного обучения ребёнок произносил чётко все звуки родного языка, умел выделять звуки в начале, середине и конце слова. Необходимо уметь использовать приставки, предлоги, уметь строить предложения. Важно уметь связно излагать свои мысли, уметь рассказывать и пересказывать.
Проблемы и факторы риска можно выявить за год до школы, а в некоторых случаях ещё и раньше. Для этого необходимо проконсультироваться у специалиста (обычно этим занимаются психологи). И конечно необходимо принять меры, чтобы снизить риски проблем школьной адаптации.
В этой статье я очень кратко затронула основные компоненты готовности к школьному обучению.
Более подробно о подготовке к школе я планирую написать в следующих статьях. Если эта информация оказалась для вас полезной, нажимайте на кнопки социальных сетей, чтобы поделиться с друзьями. Так же я буду рада вашим комментариям и с удовольствием отвечу на все ваши вопросы по этой теме. Ваш логопед онлайн Перфилова Наталья Владимировна.