Правила составления конспектов уроков в речевой школе

Правила составления конспектов уроков в  речевой школе

конспекты уроков в речевой школеВолкова Анастасия Валерьевна

учитель-логопед

Первый МГМУ им.И.М.Сеченова, УДКБ

город Москва

 

Урок является основной формой  организации учебного процесса в речевой школе. Он должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к данному типу занятий.

Любой урок в речевой школе строится в соответствии с 3-мя целями:

1) Обучающая цель– выходит из темы, т.е. учитель отражает те учебные навыки и умения, которые он будет формировать на данном уроке в связи с изучением данной темы.

Пример: а) Тема – правописание безударных гласных в корне слова.

Обучающая цель – научить писать слова с безударными гласными в корне слова.

б) Тема – буква Р.

Обучающая цель – Научить читать и писать слоги, слова и предложения с буквой «Р».

2) Коррекционная цель – связана с обучающей, направлена на преодоление речевых нарушений, мешающих формированию учебных умений.

Пример: а) Тема – правописание безударных гласных в корне слова.

Коррекционные цели – а) сформировать ритмико-интонационную сторону речи (подбор ударения)

б) расширение семантического поля словаря (для подбора однокоренных слов)

в) формирование операций сравнения, выбора (выбрать из цепочки однокоренных слов – нужное, проверочное)

г) уточнение представлений ребёнка о морфемном анализе (научить выделять корень)

3) Развивающая цель – направлена на формирование психологической базы речи.

Пример: развитие направленного внимания, речеслухового восприятия, линейной структуры слуховой, зрительной памяти, операций сравнения, классификации, выбора, обобщения, логического мышления и т.д.

Каждый урок имеет определённый набор этапов, каждый из которых выполняет свои функции. Комбинация этих этапов зависит от того, какой это тип урока.

Выделяют 2 типа уроков: 1) Обучающие уроки.

2) Контрольные уроки.

К обучающим урокам относятся:

* урок-сообщение новых знаний;

* урок-закрепление знаний;

* урок-тренировочный (закрепление умений);

* обобщающий урок (по теме).

К контрольным урокам относятся:

* диктант;

* изложение;

* сочинение;

* уроки текущего контроля (контроль овладения темой, блоком тем);

* уроки итогового контроля (четвертные, годовые).

Этапы уроков (обозначаются римскими цифрами):

I. Оргмомент

Направлен на то, чтобы настроить детей на учебную деятельность, сконцентрировать их внимание. Длится не более 2-х минут.

Запрещается во время оргмомента проводить учебные задания.

II. Подведение детей к новой теме.

Существует 2 способа получения знаний:

1) Индуктивный – от общего к частному.

2) Дедуктивный – предполагает активную мыслительную деятельность ребёнка, направленную на анализ. На этом этапе необходимо предложить такой перечень упражнений, выполнив которые дети смогут вычленить какие – то общие языковые явления и на основе этого анализа сформулировать тему (чем они будут заниматься на уроке).

III. Работа над новой темой.

Цель: Через систему тренировочных упражнений сформировать у детей учебное умение. На этом этапе проводится работа с различными правилами, формируется алгоритм правила (порядок действия).

На этапе работы над новой темой учитель таким образом организует наблюдение детей, чтобы в процессе выполнения языковых упражнений дети смогли выделить существенные признаки изучаемого явления, смогли обобщить эти признаки и самостоятельно попробовать вывести некоторые языковые закономерности. Как правило, на этом этапе все упражнения выполняются под руководством учителя. В основном это упражнения аналитического характера. Объяснение нового материала в речевой школе всегда должно строиться  с опорой на средства материализации.

IV. Этап формирования учебного умения (закрепление знаний по новой теме).

Этот этап очень важен, т.к. именно на этом этапе дети овладевают действиями, которые в последствии превращаются в определённые операции. Особую значимость приобретает подбор тренинговых упражнений. Каждое

упражнение направлено на формирование одного действия, а вся их совокупность – на формирование операций.

Дети выполняют упражнения под руководством учителя и самостоятельно.

V. Подведение итогов.

Что мы учились делать на уроке? (чему мы учились на уроке?).

VI. Этап домашнее задание.

В речевой школе этот этап имеет специфику, т.к. дети на уроке должны понять не только, что они будут делать дома, но и как оформлять выполненное упражнение в тетради.

Выделяются и другие этапы, которые проводят не каждый урок.

VII. Этап повторения.

Он специфичен для уроков обобщения и тренировочных уроков. Проводят, как правило, после оргмомента, предворяя получение новых знаний. Этот этап правомерно проводить тогда, когда изучение нового материала базируется на ранее полученных знаниях.

VIII. Этап проверки домашнего задания.

Проводят после оргмомента, вначале урока. Цель – посмотреть, какие трудности испытывал ребёнок при выполнении задания.

Внутри каждого этапа выделяют виды работ, которые обозначаются арабскими цифрами. Чтобы правильно сформулировать название вида работ, нужно определить, какова цель этого вида работ.

Получайте новые статьи прямо на почту! Введите e-mail:

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Запись опубликована в рубрике Для специалистов, публикации моих коллег с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: Правила составления конспектов уроков в речевой школе

  1. Оксана говорит:

    Очень информативно, и самое главное с примерами, все четко и понятно. Спасибо автору))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>