Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, не владеющих или слабо владеющих русским языком, в условиях Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Мурманска

Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, не владеющих или слабо владеющих русским языком, в   условиях Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Мурманска

обучение кавказцев Спиридонова Ольга Викторовна

Учитель-логопед МБОУ

г. Мурманска

ЦППРК

 

Проблема коррекционного обучения детей с нарушениями речи, овладевающих русским языком как вторым, становится все более актуальной в связи с интенсивными миграциями населения. В Центре психолого-педагогической

реабилитации и коррекции работает группа «Русский язык как иностранный» для детей — мигрантов дошкольного возраста, не владеющих или слабо владеющих русским языком,

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает  результативность коррекционно-развивающей работы, которая проводится по специальной программе «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста, овладевающими русским (неродным) языком в условиях ЦППРК».

На  занятиях мы  погружаем  иноязычных детей в  русскоязычную  среду,  обучаем  общению  на русском  языке и проводим коррекцию речевого недоразвития. Цель нашей работы  – обеспечить  возможность ранней интеграции иноязычного ребенка в среду русскоговорящих детей с нарушениями речи, систематической коррекции речевого дефекта.

Наш контингент — дети дошкольного возраста 4-6 лет, не говорящие или слабо говорящие на русском языке. Обучение предполагает обеспечить иноязычных детей таким уровнем владения русским языком, который достаточен для усвоения программного материала сверстниками как с родным,  так и неродным русским языком.

Для  повышения эффективности процесса  коррекционно-развивающей работы  применяем  современные здоровьесберегающие технологии: защитно-профилактические; компенсаторно-нейтрализующие (физкультпаузы, эмоциональные разрядки); речедвигательная  технология (Узорова О.В., Нефедова Е.А.), кинезиологическая технология (Сиротюк А.Л.).

Для сохранения и укрепления здоровья детей  равномерно распределяем учебную нагрузку,  реализуем  подгрупповую и индивидуальную формы организации коррекционных занятий, в основу которых положен комплексно-тематический метод, в сочетании с наглядными и игровыми.

На  занятиях  создаём  оптимальный баланс различных видов деятельности, учитываем  психофизические особенности детей  с целью перенапряжения и переутомления.   Включаем  в содержание занятий  разнообразные формы двигательной активности: игры, динамические упражнения,  дыхательную гимнастику с опорой на методические рекомендации Л. В. Страковской, С. Е. Большаковой, Ю. В. Сидоровой, Е. Г. Сайкина и других.

Предметно-развивающая среда для данной категории детей представляет собой развивающие игры и материал для свободной деятельности детей на развитие коммуникативных навыков, развитие эмоциональной сферы, развитие связной речи и формирование лексико-грамматических конструкций в речи.

В соответствии с модифицированной программой для детей дошкольного возраста, не владеющих или слабо владеющих русским языком, проводятся  два раза в неделю занятия по развитию фонетико-фонематической и звуковой культуры речи, формированию лексико-грамматических  средств языка и развитию  связной речи.  Дополнительно назначаются индивидуальные занятия по коррекции речевого развития.

Здоровьесберегающие технологии реализуем  на основе личностно-ориентированного подхода, осуществляемого на основе личностно-развивающих ситуаций, благодаря которым дети изучают  язык  и эффективно взаимодействуют. Для этого  в работе с детьми данной категории реализуем  технологию  индивидуального психолого-педагогического и социального сопровождения.

Основной формой коррекционно-развивающей работы с детьми являются занятия. Форма работы с детьми – подгрупповая. На занятиях происходит деление детей на две подгруппы, с одной из которых занимается логопед, с другой – психолог, далее группы меняются. При делении детей на подгруппы учитывается уровень речевого  развития детей, их возрастные и индивидуальные особенности.  В работе специалистов группы ведущим принципом коррекционной работы является комплексный подход.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией мы создали систему работы, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья обучающихся  и педагогов. Наша образовательная среда -  здоровьесберегающая  и здоровьеукрепляющая..

Диагностическое обследование осуществляется в три этапа. На первом этапе   ТПМПК проводит первичную скрининговую диагностику детей, дополнительную углублённую диагностику проводит учитель-логопед данной группы. На втором этапе проводится промежуточное  обследование детей, прошедших частично курс  коррекционно-развивающих  занятий. На третьем этапе мы проводим заключительное, итоговое  обследование детей, прошедших курс коррекционных занятий.  После итоговой диагностики специалистом группы дети проходят независимое обследование на ТПМПК для вынесения  заключения и  определения дальнейшего  образовательного маршрута ребёнка.

Методы и приемы, реализуемые через здоровьесберегающие технологии, являются эффективными средствами коррекции, помогающими достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс изучения языка детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Кроме того, использование этих методов и приемов помогает организовывать занятия интереснее и разнообразнее.

На занятиях по развитию фонетико-фонематической и звуковой культуры речи  использую следующие методы и  приёмы работы с детьми: игровые методы

(дидактические игры («Чей домик», «Оркестр»),  подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадка», «Каравай»), дидактические рассказы с включением учебных заданий детям. Отдельные элементы интонации, речевой слух и дыхание отрабатываю методами упражнений: заучивание и повторение знакомых слов,  коротких потешек,  игровые упражнения «Подуем на пушинку», «Дует, дует ветерок» и др. Пользуясь указанными методами,  применяю разнообразные приемы: образец правильного произношения, объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речевого аппарата, утрированное произношение или интонирование звука с подчеркнутой дикцией.

Особую трудность составляет усвоение детьми грамматического строя русского языка. На каждом занятии ребёнок решает поставленные  перед ним умственные  задачи, следовательно,  занятия и отдельные упражнения должны вызывать положительные эмоции, преподноситься детям интересно и живо. На занятиях по формированию лексико-грамматических  средств языка и развитию связной речи использую следующие методы и приёмы формирования грамматически правильной речи.   Методы: дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения. Методические приёмы разнообразны: образец, объяснение, указание, сравнение.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно, является игра. Естественным источником мотивов, побуждающих детей к речи на русском языке следует считать специально организованную игровую ситуацию. Поэтому игровая ситуация является основным методическим приемом, который применяю для реализации предлагаемой программы. Основные виды игр-упражнений: конструктивные игры-упражнения, игры-упражнения для формирования различения форм слов, словосочетаний; дифференцировочные игры-упражнения, фонематические, эвристические.

Каждая из здоровьесберегающих технологий имеет  оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует  у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.

В итоге коррекционно-развивающей работы наши дети умеют различать в потоке русской речи отдельные слоги, слова, словосочетания и предложения; правильно произносить звуки русской речи; различать и дифференцировать усвоенные на данный момент звуки русской речи по месту, способу артикуляции и участию голоса, делить слова на слоги и звуки; развернуто описывать предмет (явление, ситуацию); описывать собственные действия или действия других лиц, указав время действия; рассказывать о себе, о семье .

Использование здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-логопедической работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствует решению задач гармоничного развития детей, обучения неродному языку более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребёнка в целом.

Получайте новые статьи прямо на почту! Введите e-mail:

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Запись опубликована в рубрике Для специалистов, публикации моих коллег с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>