Артикуляционная гимнастика в работе логопеда

Артикуляционная гимнастика в работе логопеда

артикуляционная гимнастикаВ этом посте я хочу рассказать об артикуляционной гимнастике.  Ни один логопед не обходится в своей работе  без использования  комплексов специальных упражнений для органов артикуляции.

 

Для чего нужна  артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика способствует  укреплению мышцы артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика  помогает сформировать определённые уклады органов артикуляции, необходимые  для постановки конкретных звуков.

При помощи артикуляционной гимнастики  тренируется подвижность и переключаемость органов артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика практически всегда используется  при подготовке к постановке звуков, но также  может использоваться и для профилактики артикуляционных расстройств.

Комплексы артикуляционной гимнастики

Есть комплексы общей артикуляционной гимнастики, которые направлены на развитие подвижности  и укрепление органов артикуляции.  Таких комплексов очень много. Обычно используются стандартные упражнения для губ и языка, которым даются весёлые названия.

Примером может служить «Сказка о весёлом язычке», которая так же  знакомит ребёнка  со строением органов артикуляционного аппарата.  Вариантов таких сказок много и в популярной логопедической литературе, и в Интернете.

Так же существуют  специальные комплексы, которые направлены на подготовку к постановке  конкретных звуков или те, которые помогают справиться с определённым  дефектом произношения. Приведу примеры таких комплексов:

Артикуляционная гимнастика для подготовки к  постановке свистящих звуков.

Артикуляционная гимнастика для подготовки к  постановке  шипящих  звуков.

Артикуляционная гимнастика для подготовки к  постановке звука Р.

Артикуляционная гимнастика для подготовки к  постановке  заднеязычных  звуков.

Артикуляционная гимнастика при боковом произношении звуков.

Артикуляционная гимнастика при межзубном  произношении звуков.

Обычно артикуляционная гимнастика включает упражнения для губ и языка, в некоторых случаях  используются упражнения для нижней челюсти и мягкого нёба. Эти органы так же принимают активное участие в формировании звуков речи.

Виды артикуляционных упражнений

Артикуляционные упражнения могут быть статическими (принимается определённая позиция и удерживается под счёт) и динамическими (переключение с одной позиции на другую).  Как только ребёнок усвоит определённые позиции статических упражнений, следует сразу переходить к динамическим упражнениям. Сложность  и количество упражнений в комплексах артикуляционной гимнастики следует наращивать постепенно.  Заниматься лучше перед зеркалом.   Если ребёнок хорошо усвоил упражнения, можно отказаться от зеркала.

Упражнения артикуляционной гимнастики нередко сочетаются с дыхательными и голосовыми упражнениями, а также с приёмами самомассажа.  Если у ребёнка совсем не получается выполнить упражнения, на первых порах применяют  пассивную артикуляционную гимнастику, которой обычно предшествует  логопедический массаж.  Простейшие упражнения артикуляционной гимнастики можно применять с самого раннего возраста.  Конечно же делать это необходимо в игровой форме.  Самым маленьким можно предложить иммитационные движения (улыбнуться как лягушка, вытянуть губы и показать хобот слона).  Логопеды используют разнообразные игровые приёмы и дидактический материал при проведении артикуляционной гимнастики с дошкольниками.

Артикуляционная гимнастика является хорошим вспомогательным  средством в работе логопеда, а также может быть использована родителями и педагогами в качестве средства  профилактики артикуляционных расстройств.  Если же у ребёнка уже имеется речевое нарушение, то одной гимнастикой ему не поможешь. В данном случае нужна помощь квалифицированного логопеда.

Если у вас есть вопросы по этой теме, пишите в комментариях. Я обязательно всем отвечу.  Если вы сочли данную информацию полезной, делитесь с друзьями  в социальных сетях.

Получайте новые статьи прямо на почту! Введите e-mail:

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Запись опубликована в рубрике Дошкольники, нарушения речи, школьники с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>