Дизартрия у детей

Дизартрия у детей.

дизартрияДизартрия является одним из самых распространённых речевых нарушений.  К сожалению, в настоящее время в медицинских карточках  наших  детей  всё чаще встречается  такое логопедическое заключение, как  дизартрия.

Дизартрия.

Это нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи, обусловленное органической недостаточностью  иннервации мышц речевого аппарата.    Основным симптомом  при дизартрии является нарушение произношения  звуков. Причём для этого речевого нарушения  больше характерно

именно искажение звуков (боковое, носовое произношение и т.д.) также часто страдает выразительность, модуляция речи.   Очень часто дизартрия встречается при детском церебральном параличе и является его симптомом.

Степень выраженности дизартрии

Дизартрия может быть выражена в разной степени. Самая тяжёлая форма носит название анартрия.  В этом случае речь становится просто невозможной из-за паралича  мышц речевого аппарата.   При ДЦП дизартрия обычно выражена достаточно явно и проявляются все её симптомы, как речевые, так и неречевые, которые так же обычно сопровождают дизартрию.  Самая лёгкая и ,наверное, самая  распространённая форма, это стёртая форма дизартрии, которую легко перепутать с дислалией, т.к. все симптомы выражены не явно,  и обращать на себя внимание может только нарушение произношения звуков.

Речевые симптомы дизартрии

1.Нарушение звукопроизношения.   В зависимости от степени выраженности может страдать нарушение некоторых или всех согласных,  а  также может страдать  произношение гласных звуков, которые произносятся нечётко, нередко с носовым оттенком.

2. Нарушение просодических компонентов речи:

- темп (может быть ускоренным, а может быть наоборот замедленным);

-  нарушение пауз в потоке речи, ритма;

- нарушение интонационного  оформления речи (часто встречается монотон);

-нарушение расстановки словесно-фразового и логического ударения.

Следующие речевые симптомы при дизартрии  уже вытекают из  вышеперечисленных  и являются необязательными

3.  Нарушения фонематического восприятия и дифференциации звуков. Возникают вследствие того, что  нечленораздельная речь детей не даёт возможности для чёткого слухового восприятия и контроля, что в свою очередь ещё больше усугубляет произносительный дефект.

4. Нарушения фонематического анализа и синтеза.

5.  Нарушения лексико-грамматической стороны речи (дизартрия при ОНР).

6. Нарушения чтения и письма  (у школьников).

Ещё раз повторюсь, что ведущими и обязательными  для дизартрии являются первые два симптома.

Неречевые симптомы дизартрии.

Проявляются при выраженных степенях тяжести дизартрии, при стёртой форме могут  не проявляться или быть выражены незначительно.

1.Нарушения двигательной сферы.  Наиболее ярко выражены у детей с ДЦП.

2. Нарушения эмоционально-волевой сферы.  Могут проявляться в виде повышенной возбудимости, плаксивости, обидчивости либо в  заторможенности, вялости, безразличии ко всему окружающему.

3. Нарушение целого ряда  психических процессов  (нарушения внимания, памяти, задержка мыслительных процессов).

4. Нарушения познавательной деятельности.

5. Своеобразное формирование личности (часто отсутствие уверенности в себе, самостоятельности, повышенная внушаемость).

Причины дизартрии

До недавнего времени считалось, что основная причина –родовая травма из-за которой повреждаются двигательные зоны коры головного мозга, но как показали исследования, более 80% дизартрий обусловлены врождённой патологией, то есть нарушение происходит внутриутробно, в результате чего не наступает достаточного созревания плода, что в дальнейшем сказывается в акте родов. Таким образом, патология в родах рассматривается как вторичная причина, которая усугубляет действия первичной.  Причины повреждения головного мозга действуют в разные периоды.

- внутриутробное поражение головного мозга, обусловленное различными факторами патологии беременности ( заболевания матери во время беременности, влияние сердечнососудистой  и почечной недостаточности матери на плод, психологические и  физические травмы матери во время беременности, повышенный      фон радиактивности,  наличие резус-конфликта, влияние алкоголя и наркотиков, токсикозы беременности, неблагоприятные экологические факторы).

Наибольшее повреждающее действие вышеназванные факторы оказывают в первые недели беременности.

- патологии процесса родов (черепно-мозговые травмы, кровоизлияния, возникающие в результате резкой смены давления при  родах, в результате неудачного применения  средств родовспоможения, наличие асфиксии разной степени выраженности).

- заболевания, перенесённые ребёнком (менингиты, энцефалиты), различные черепно-мозговые травмы ребёнка, уже после родов.

Коррекция дизартрий

Коррекционная работа очень обширна и сложна, так как необходимо проводить целый комплекс мероприятий, направленный на преодоление,  как речевых, так и неречевых симптомов.

Даже при работе со  стёртой формой  дизартрии иногда одной логопедической коррекции оказывается  недостаточно, а при выраженной дизартрии комплексное воздействие обязательно.

Комплексное воздействие при дизартриях

1. Медикаментозное лечение (проводится неврологом).  Если у ребёнка диагностирована стёртая форма дизартрии и вам кажется, что ничего серьёзного  нет, консультация невролога необходима, хотя бы для того, чтобы подтвердить этот диагноз.

2. Физиотерапевтическое лечение  (проводится физиотерапевтом  по направлению  лечащего врача).

3. Ортопедическое лечение (для детей с ДЦП).

4.  Лечебная физкультура

5. Психотерапевтическое воздействие осуществляется епсихотерапевтом и направлено на коррекцию развития личности.

6. Логопедическое воздействие на речевую функцию проводится логопедом.  Оно очень обширно и  включает следующие направления:

- работа над нормализацией речевого дыхания;

- работа над нормализацией голосообразования;

- работа по нормализации звукопроизношения. Она  гораздо тяжелее, чем при функциональных нарушениях, зачастую требуется применение логопедического массажа;

- работа по нормализации просодической стороны речи (темп, ритм, паузация, интонационная выразительность);

Если имеются (вполне могут и отсутствовать при дизартрии), то необходимо:

-преодоление нарушений фонематических функций;

- преодоление лексико-грамматического недоразвития;

-коррекция нарушений чтения и письма.

Прогнозы в коррекции  дизартрии

Прогнозы зависят от многих факторов.  Прежде всего это степень выраженности дизартрии.  Если стёртую форму дизартрии можно преодолеть полностью, то при тяжёлых формах речь идёт лишь об улучшении состояния речевой функции или о возможности вообще лишь что-то произнести (при анартрии).  Так же большую роль играет время начала занятий. Чем раньше начать коррекционную работу, тем больше её эффективность.  Многое зависит от заинтересованности и активности родителей в преодолении дизартрии.

Я постаралась достаточно сжато отразить основные вопросы, которые касаются такого тяжёлого речевого нарушения, как дизартрия.  Ещё раз повторюсь, что коррекция дизартрии требует комплексного подхода. Если логопед  сказал, что у вашего ребёнка проявления дизартрии (пусть даже стёртой), обязательно посетите невролога.  Занятия с логопедом необходимо начинать как можно раньше, тогда и прогноз будет более благоприятным.

Если у вас остались вопросы по этой теме, пишите, оставляйте свои комментарии к статье.  Постараюсь всем ответить.  Если вы сочли данную информацию полезной, поделитесь  с друзьями.

Получайте новые статьи прямо на почту! Введите e-mail:

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Запись опубликована в рубрике Дошкольники, нарушения речи с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>