Досуг — «Умники и умницы». «Звук – слог – слово – предложение. Решение кроссворда»

Досуг — «Умники и умницы». «Звук – слог – слово – предложение. Решение кроссворда»

Айдарова Анна АнатольевнаАйдарова Анна Анатольевна

учитель – логопед

МАДОУ центр развития ребенка

детский сад № 106

г. Хабаровск

 

Тип занятия: фронтальное

Вид занятия: фонетическое.

Занятие рассчитано на детей 6 — 7 лет, имеющих общее недоразвитие речи. II год обучения, II период обучения.

Общая продолжительность занятия: 30 минут.

Цель: Обучение детей разгадыванию кроссворда, через умение отбирать необходимый словесный материал оперируя грамматическими единицами «Звук», «Слог», «Слово», «Предложение».

Предполагаемый результат: Дети научатся разгадывать кроссворд, через умение отбирать необходимый словесный материал оперируя грамматическими единицами «Звук», «Слог», «Слово», «Предложение».

Ресурсы: мультимедийная установка, проектор, диафильм – «Карлсон», компьютерная дидактическая игра «Разноцветный сундучок», демонстрационная доска, графическая схема кроссворда на каждого ребенка, карточки в форме лепестков ромашки, кубики, наборное полотно, карточки — слоги, снежинки, музыка мр3 – Чайковский П.И., «Щелкунчик».

Задачи:

  • Обеспечить мотивацию к самостоятельному разгадыванию кроссворда и принятию детьми цели учебно — познавательной деятельности.

Создать проблемную ситуацию задания, через задания и познавательные вопросы.

  • Закреплять умение выделять первый слог в слове.

Учить детей способу вписывания слова по горизонтали в кроссворд.

  • Упражнять детей в делении слов на слоги.
  • Учить различать слова по признаку: длинное – короткое.

Умение детей подбирать слова – прилагательные противоположные по смыслу.

  • Совершенствовать умение выделять первый звук в словах и составлять слово из заданных звуков.

Закреплять умение детей составлять слова из слогов.

Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания.

  • Закреплять умение понимать смысл прочитанного.
  • Закреплять умение выполнять частичный анализ предложения, определяя количество и порядок слов.
  • Продолжать развивать навык связного говорения, через пословицы, загадки.
  • Поощрять добрые отношения, внимание  друг к другу.

Ход

Вводный этап (Мотивационно – целевой).

Карлсон: «Здравствуйте, ребята! Я нашел в одном журнале, что-то такоооое????? Я не знаю, что это? Помогите мне разгадать!»

Логопед: «Да ты не переживай Карлсон, мы с ребятами сейчас тебе поможем!»

- «Дети, да это же кроссворд. А что такое кроссворд?»

- «В кроссворде загаданные слова отгадываются и вписываются в клетки по вертикали и горизонтали. Слова по горизонтали вписываются по прямой линии слева — направо, а по вертикали сверху — вниз».

ИКТ - диафильм. Звонок от Карлсона по скайпу, дети полукругом около проектора.

- Показ кроссворда на демонстрационной доске.

кроссворд

  Эвристическая беседа (поисковый метод).

- Объяснение (основных понятий – вертикаль, горизонталь).

- Метод объяснительно – иллюстративный.

Основной этап (Операционный).

Компьютерная дидактическая игра «Разноцветный сундучок».

Лог: «Я картинку положила, в разноцветный сундучок. Ну-ка Юля (Таня, Даня…) посмотри и картинку назови».

Задание: «Определите первый слог в словах: иголка, паук, радуга, телефон, улитка».

Лог: «Найдите среди картинок первое слово кроссворда, отгадав загадку: «Крашеное коромысло над рекой повисло».

- «Ой, какие молодцы! Смотри, Карлсон, дети отгадали первое слово твоего кроссворда!»

- «Впишите слово РАДУГА,  по горизонтали в схему кроссворда. Это первое слово нашего кроссворда».

- Дети стоят, вокруг проектора. Из сундучка появляются предметные картинки.умники

- Индивидуальная работа с детьми. Создание условий для достижения результата: динамичность восприятия (задания по нарастающей трудности, смены видов деятельности).

- Самостоятельная работа детей. Дозированная помощь.

- Дети вписывают слово в кроссворд.

Лог: «Назовите  картинки».

Задание: «Перепрыгнуть через кубики столько раз, сколько слогов в слове».

Лог: «Найдите слово, которое состоит из одного слога».

Лог: «Подберите слова — «Наоборот» к слову «лом», (лом бывает тяжелый — …, большой — …, узкий — …, старый — …, длинный — …, острый — …)».

- «Слово – «лом», второе слово нашего кроссворда. Впишите слово ЛОМ  в кроссворд по горизонтали».

Дети стоят полукругом возле доски.  Ребенок, определивший, сколько слогов в слове перепрыгивает через кубики.и умницы

- Создание условий для достижения результата: задания по нарастающей трудности, смены видов деятельности.

- Самостоятельная работа детей. Дозированная помощь.

Игра «Шифровальщики».

Лог: «Я предлагаю вам расшифровать слово. Определить первые звуки в словах и составить из них слово». (Барабан, Аист, Ножницы, Кошка, Арбуз – БАНКА).

Лог: «Молодцы, ребята! Впишите третье слово БАНКА в кроссворд по горизонтали».

Коллективное участие детей, самостоятельная обработка информации.

- Репродуктивный метод.

Каждый ребенок вписывает слово в свой кроссворд.

Игра «Слово рассыпалось».

Лог: «Расставьте в нужном порядке слоги, чтобы получилось слово». (КА, ПОЛ – полка; ВА, ТЫК – тыква; ШИ, МА, НА – машина; ЛОТ, ПИ – пилот; ША, ГРУ – груша; ГИ, НО – ноги; ПУС, ТА, КА – капуста; ТА, КАР – карта; КИ, САН – санки; ЗЫ, МУ, КА – музыка; ТА, ПАР – парта; КА, РУ – рука. Лог: Отгадайте загадку и вы определите четвертое слово кроссворда: «Двое белых лебедей. У каждого по пять детей».

Лог: «Карлсон, ребята разгадали четвертое слово. Впишите слово РУКА в кроссворд по горизонтали».

- На наборном полотне выставляются предметные карточки со слогами. Логопед вызывает по 1 ребенку к доске.

- Самостоятельная обработка информации, индивидуальная работа.

Дети вписывают слово.

Игра «Ромашка».

Лог: «На карточках с одной стороны – предметная картинка, с другой – название. Задание: Оторвать лепесток «ромашки», прочитать слово, затем перевернуть лепесток и сравнить прочитанное с изображением на ней».

Лог: «Определите, какое слово лишнее? Почему?».

- «Впишите пятое слово СЛОН в кроссворд по горизонтали».

- Карточки разложены на столе в форме ромашки, шрифтом вверх. Логопед вызывает по 1 ребенку для выполнения задания.

- Самостоятельная обработка информации. Вопрос — ответ.

- Дети вписывают слово.

Игра «Шёл прошлогодний снег».

Лог: «Найдите снежинку с заданием. Прочитайте предложение».

- «Ответьте на вопросы: сколько слов в предложении?» «Какое первое слово?» «Второе?» «Третье?» «Четвертое?» «Назовите короткое слово в предложении, отвечающее на вопрос «Кто это?»  Лог: «Вот видишь, Карлсон, дети и шестое слово разгадали! Какие они умники и умницы! Впишите шестое слово КОТ в кроссворд по горизонтали».

- Дети стоят с закрытыми глазами, сделав круг, звучит музыка мр3 – Чайковский П.И.,

«Щелкунчик». Тихо падают снежинки, на одной из снежинок задание. Ребенок находит снежинку с предложением, читает.

- Вопросы – ответы.

- Дети вписывают слово.

Игра «Кто больше назовёт пословиц и загадок о зиме?»

Лог: «Прошла зима, но она ещё напоминает о себе морозами, снегом, зиме — на радость, весне — на удивление. Вспомните и назовите пословицы, загадки о зиме».

Лог: «Молодцы! Много знаете пословиц и загадок о зиме».

- «Слово «ЗИМА» — это седьмое слово нашего кроссворда. Впишите слово в кроссворд по вертикали для Карлсона».

Дети вписывают слово.

Лог: «А под цифрой восемь мы сможем прочитать уже готовое слово. Прочитайте ключевое слово по вертикали.

Лог: «Ну вот, Карлсон, мы разгадали весь твой кроссворд! Наши дети очень умные и скоро пойдут в школу».

Карлсон: «Спасибо вам, ребята! Я теперь точно знаю, что такое кроссворд. И обязательно научусь его разгадывать! До свидания, до новых встреч!!!»

-  Дети прочитывают слово.

ИКТ – диафильм. Карлсон благодарит детей.

Заключительный этап (Рефлексивно – оценочный)

Лог: «Ребята, что вам понравилось в нашем досуге? Что было трудно? А легко?»

- Выставка своих кроссвордов для Карлсона.

-  Развернутая словесная оценка.

- Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, результативности работы.

Лог: «Я дарю вам солнышко, за отличную работу.

Всем, спасибо».

- Логопед дарит предметные картинки с изображением солнышка. Призы – поощрения.

Получайте новые статьи прямо на почту! Введите e-mail:

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Запись опубликована в рубрике Дошкольники, игры, конспекты занятий, публикации моих коллег с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>