Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) у детей.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) у детей.

ФФНФонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) – нарушение речи,  которое относится к психолого-педагогической классификации, поэтому включает в себя очень разнообразные речевые расстройства и обязательно должно уточняться заключением из клинико-педагогической классификации (дислалия,  дизартрия,  ринолалия).  Рассмотрим поподробнее, что это такое  ФФН.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН)

Это логопедическое заключение, которое включает в себя различные речевые расстройства и обозначает нарушение процессов формирования произносительной системы языка вследствие проблем восприятия и произношения фонем.

То есть при этом нарушении страдает, как произношение звуков, так и их  восприятие (различение на слух).  Логопедическое заключение  ФФН может быть только у ребёнка с нормальным слухом и интеллектом.

Симптоматика фонетико-фонематического недоразвития речи

1. Разнообразные нарушения произношения:

-  различные замены одних звуков другими;

- искажённое произношение звуков (сохраняется некоторая сходность звучания с нормативным звуком);

-  отсутствие звука в речи;

Такие ошибки имеют различное значение для речевой коммуникации. Одни из них не влияют на смысл высказывания (искажения звуков), другие ведут к смешению фонем, их неразличению. В данном случае может нарушаться смысл высказывания.

2.  Нарушение фонематического восприятия, анализа, синтеза:

- нечёткое различение звуков в чужой и своей речи ( часто свистящих и шипящих, твёрдых и мягких,  звонких и глухих, Р и Л);

-  невозможность осуществить простые формы фонематического анализа и синтеза слов;

- трудности  при фонематическом анализе речи.

3. Общая смазанность, недостаточная выразительность речи.

4. Нарушения письменной речи у школьников (дислексия и дисграфия)

При фонетико-фонематическом недоразвитии речи  можно выделить несколько состояний:

-  с трудом различаются и выделяются при анализе только нарушенные в произношении звуки, в остальном  анализ слова осуществляется верно (лёгкая степень выраженности ФФН);

- проблемы с различением большого количества звуков из нескольких фонетических групп, причём артикуляция этих звуков сформирована в устной речи. Фонематический анализ страдает сильнее;

- глубокое фонематическое недоразвитие.  Ребёнок не может выделить звуки в слове,  не способен различать отношения между фонемами, не способен определить последовательность звуков.

У детей с ФФН часто имеется  зависимость между количеством дефектных звуков и уровнем фонематического недоразвития. То есть,  чем большее число звуков ребёнок не способен правильно произнести,  тем  хуже фонематическое восприятие.  Но это не всегда так.

Бывают случаи, когда ребёнок  не произносит всего пару звуков, а фонематическое восприятие нарушено очень грубо, часто такое бывает после неправильно проведённой логопедической работы, которая только маскирует проблемы произношения.

Коррекция фонетико-фонематического   недоразвития речи у дошкольников

Оптимальным вариантом коррекции  фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников  является  посещение логопедической группы для детей с ФФН. Дошкольники с таким нарушением зачисляются в такую группу сроком на 1 учебный год и этого времени обычно вполне достаточно, чтобы скорректировать и звукопроизношение и фонематический слух и  качественно подготовить ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием к школе.

В программу групп для детей с ФФН обязательно включена подготовка к обучению грамоте, которая осуществляется логопедом.

К сожалению,  не во всех областных центрах, не говоря уж о более мелких населённых пунктах,  есть такие группы.  К примеру, в Мурманске,  все логопедические группы в детских садах рассчитаны только на детей с ОНР, групп для детей с ФФН просто нет.

В таких случаях коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи может осуществляться логопедом на логопункте  детского сада или логопедом в детской поликлинике, но качество логопедической работы при этом может страдать, так как  не всегда есть возможность обеспечить комплексный подход и меньше времени отводится на коррекционную работу.

Последствия фонетико-фонематического недоразвития речи

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи необходимо обязательно скорректировать до поступления ребёнка в школу.  Если ФФН остаётся в школьном возрасте, то оно  обязательно приводит к  нарушениям чтения и письма. Дислексия и дисграфия школьнику с подобными проблемами обеспечены, а это, в свою очередь,  приводит к общим проблемам с учёбой.

Коррекция фонетико-фонематического   недоразвития речи у младших школьников

Коррекция ФФН у школьников осуществляется на школьных логопунктах. Недостатки фонематического слуха и произношения, как правило, сочетаются с нарушениями чтения и письма.

Система работы  по обучению детей с ФФН на школьном  логопункте включает постановку неправильно произносимых звуков, введение  поставленных звуков в речь и развитие фонематического анализа и синтеза,  коррекцию нарушений чтения и письма.

На коррекцию звукопроизношения  школьному  логопеду отводится только первое полугодие первого класса, этого не всегда оказывается достаточно.  Речевые проблемы  лучше решить до поступления ребёнка в школу.

В этой статье я затронула такое распространённое  речевое нарушения, как  фонетико-фонематическое недоразвитие речи.  Коррекцию ФФН оптимально начать в 5 лет и тогда у вашего ребёнка  не будет логопедических проблем в школе.

Если у вас остались вопросы по этой теме, пишите в комментариях. Я всем обязательно отвечу.  Если вы сочли данную информацию полезной, поделитесь с друзьями.

Получайте новые статьи прямо на почту! Введите e-mail:

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Запись опубликована в рубрике Дошкольники, нарушения речи, школьники с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>