Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения. Звук Р.
Учитель-логопед
МБДОУ № 172 г. Иркутска
Милашевская Надежда Валерьевна
Интеграция образовательных областей : «познание», «коммуникация», «социализация».
Тема: Звук Р
Этап: автоматизация звука в словах ( в начале слова)
Коррекционно-развивающие:
- продолжить работу по автоматизации звука Р в начале слова;
- упражнять в выделении звука из состава слова;
- совершенствовать умение определять место звука в слове;
- развивать навык образования нового слова путем замены в нем первого звука;
- развивать навык слогового анализа ;
- развивать слуховое внимание, слуховую память;
- развивать пространственные ориентировки, закрепление значения и употребление предлогов над, под, между; понятий «справа», «слева»;
- развивать память, внимание, мыслительные процессы;
- работать над высотой, силой голоса.
Коррекционно — образовательные:
- продолжить знакомить детей со звуком Р;
- развивать навык давать акустико- артикуляционную характеристику звуку; — продолжить работу по закреплению понятия «согласный звук», «звонкий звук», «твердый звук»;
-продолжить учить делению слов на слоги;
- работать над пониманием слов-антонимов, самостоятельным подбором таких слов;
Коррекционно-воспитательные: — воспитывать организованность, самостоятельность;
- формировать положительную мотивацию на занятии;
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.
Оборудование: зеркало, картинки артикуляционных упражнений ,карточки для анализа артикуляции и характеристики звука, картинки со звуком Р
Ход:
1. Орг. момент.
–Послушай стихотворение и скажи, какой звук произносится в нем чаще других.
Ранним утром кое-как
Роет нору хмурый рак.
Рак бы рад её не рыть,
Но ведь где-то надо жить.
Работать раку неохота,
Не радует его работа.
(звук Р)
2. Объявление темы занятия.
-Правильно, сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звук Р.
3. Артикуляционная гимнастика.
Но перед тем как приступить к работе давай потренируем язычок.
«Сказка о Весёлом Язычке»
Жил-был Язычок. Проснувшись рано утром, он отправился на прогулку и встретил лягушку.
а)
Подражаем мы лягушкам, тянем губы прямо к ушкам.
Упр. «Лягушка» ,
потом увидел «Слоненка»-губы трубочкой + чередование «Лягушки»-«Слоненок» б)Понаблюдал Язычок за лягушкой и пошёл дальше.
Видит, лошадка детей катет. Сел Язычок на лошадку и тоже поскакал.
Язычком пощёлкай громко- стук копыт услышишь звонкий.
Упр. «Лошадка»
«Лошадка» скачет громко, а если наоборот то как? Ребенок- (тихо)
«Лошадка» скачет быстро, а если наоборот, то как? (медленно)
в)Спрыгнул Язычок с лошадки и побежал на качелях покачаться. На качелях я качаюсь вверх-вниз, вверх-вниз, я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз. Упр. «Качели»
г) Увидел язычок прямо около качелей растет «Грибок», а какой у тебя в ротике «Грибок»
д)Рядом с качелями сидел мальчик и играл на «Гармошке»,давай и мы поиграем.
е)Где-то на дереве сидел «Дятел» и стучал во так ддддддддд….
ж) А далеко слышался стук колес поезда ттттттт….. (произносим тихо),а теперь поезд приближается и мы слышим ,как колеса стучат громко ттттттт……
з) Язычку понравилось как стучал «Дятел» и «Поезд» и он стал представлять себя то дятлом,то поездом тдтдтдтдтд……. Дтдтдтдт…….. и)Вдруг подул сильный ветер, Язычок испугался и побежал домой к маме. Упр. «Фокус»
4. Уточнение артикуляции и характеристики звука.
–Как рычит тигр ррррр….
Что мы должны помнить, чтобы правильно произносить звук-р- — губы разомкнуты,
- зубы разомкнуты,
- кончик языка поднят к верхним зубам и дрожит,
- воздушная струя сильная и тёплая. (контроль рукой),
-звук согласный,т.к. язык мешает свободному выходу воздуха,
- «Моторчик»-голосок работает ,звук звонкий,
-Звук согласный, твердый, звонкий на схеме будем обозначать синим цветом. (ребёнок выкладывает карточки для характеристики звука -Р-.)
5.Автоматизация звука в словах.
а) Д/и «Повтори , не ошибись»
Логопед называет слова, ребенок повторяет только те, в которых есть звук-р-
Сова,работа,рыба,магазин,зима,носок,рак,руки,сок,каток,рынок,радуга,рассказ и т.д.(звук-р- в начале слова).
-Давай вспомним, какие слова ты за мной повторял?(ребенок называет еще раз слова со звуком Р)
-Скажи во всех этих словах, где стоит звук Р? (в начале слова)
б)Д/и «Слушай и называй»
Логопед стучит молоточком по столу, сколько раз стукнула, столько раз произнести слово по картинке
(до 5 раз)
в)Д/и «Прошагай слово»
Ребенок произносит слово, предложенное логопедом, деля его на слоги, количество шагов = количеству слогов.
г)Д/и «Угадай, где предмет»
На столе разложены картинки со звуком Р в начале слове в несколько рядов 3 по верт.,3 по горизонтали.
-Что над рукой? (Над рукой радуга)
-Что под рукой? (Под рукой роза ) и т.д.
-Что между ромашкой и рукой? (между ромашкой и рукой рысь)
-Что слева от ромашки?(слева от ромашки рысь)
-Что справа от робота? (справа от робота ручка) и т.д.
д) Д/и «Замени слово»
Логопед называет слово ,ребенок меняет первый звук на звук Р
Хобот-робот танец, забота, мычать, макеты, губка, дом, нога, лама, козы.
По ходу идет объяснение ,уточнение значения слов.
е) Д/игра » Исправь меня» (без картинок, при возникновении трудностей показ картинки).
Логопед называет слова со звуком Р в начале , намеренно делая ошибки в ударении слова, или переставляя слоги или звуки.
(«рагуда»- радуга, рУка, рЫбак, «барота»- работа)
7. Итог занятия.
Какой звук ты сегодня учился произносить?
-Молодец, у тебя очень хорошо получалось.