Конспект логопедического занятия по теме: Посуда. Звук и буква Ц.

Конспект логопедического занятия по теме: Посуда. Звук и буква Ц.

конспект занятия посудаСучкова Валентина Викторовна

Учитель-логопед МБДОУ д/с №4 «Теремок»

НСО, город  Искитим

 

 

Коррекционно-образовательные задачи:

* уточнение и расширение представлений о посуде; ее назначении; материалах , из которых она сделана;

* совершенствование представлений о понятиях чайная, столовая, кухонная посуда;

*  уточнение и активизация словаря по теме «Посуда» (посуда, чайник, чашка, ложка, ковшик, дуршлаг, противень, сухарница, сахарница, селедочница, супница, соусница, хлебница), введение в словарь понятия- одноразовая посуда;

* развитие и совершенствование навыков образования существительных при помощи суффикса –ИЦ;

* развитие и совершенствование навыков обобщения и классификации;

* совершенствование фонематического восприятия и слуха- продолжать совершенствовать навыки определять наличие звука в слове и его позицию. Знакомство с новой буквой Ц;

Коррекционно-развивающие задачи:

развитие связной речи,  навыков обобщения и классификации, мелкой  и общей моторики.

Коррекционно- воспитательные задачи:

совершенствование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Оборудование: картинки с изображением посуды; сухарница -2шт., сахарница; ложка, поварешка, пинцет-2шт.;  прищепочная ширма, прищепки – синие, зеленые, красные; картинки с изображением предметов, в названиях которых присутствует звук –ц; карточки — схемы слов; таз с водой, тарелка – бумажная и металлическая,  блюдце – фарфоровое, стеклянное, чаша- деревянная; аппликация – карточки с буквой –ц, клей, манка, салфетки.

Предварительная работа. Разучивание пальчиковой гимнастики «Посуда». Рассматривание посуды и беседа о её назначении, материалах, из которых сделана.

Ход занятия:

Дети входят групповое помещение, здороваются с гостями присутствующими

1. Орг.момент. Четвертый лишний.

Карлсон. Нет, кажется это, нет, это…

Логопед. Ребята, кто это? (Карлсон). Что ты делаешь, Карлсон?

Карлсон (расстроенный).  Да вот, подарили мне игру, а что с ней делать не знаю. Сказали, нужно найти лишний предмет.

Логопед. Дети, поможем Карлсону? (Да).

У каждого из детей на раздаточных тарелках находится по четыре картинки с изображением чайной, кухонной, столовой посуды. Дети находят одну лишнюю, объясняют свой выбор

2. Пальчиковая гимнастика «Помощники».

Логопед. Карлсон, а еще наши дети могут рассказать про посуду при помощи пальчиков. Хочешь послушать? (Да, конечно!- отвечает Карлсон)

Раз, два, три, четыре,

(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

(загибать пальчики по одному, начиная с большого)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали!

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

3. «Образуй словечко»

Карлсон.  Да не мало вы знаете о посуде, а я знаю, что существует посуда по назначению, например: для сухариков – сухарница; для сахара -сахарница; (далее называет по аналогии : для салата – салатница, селедки- селедочница, фруктов –  фруктовница, супа –супница)

4. Знакомство со звуком Ц.

Логопед. Карлсон, а мы ещё знаем, что в названиях этих предметов, встречается один и тот же звук. Какой?

Дети. Звук Ц.

Карлсон.  А что это – звук?

Дети. Звук –это то, что мы произносим и слышим.

Карлсон. А…

Логопед. А вот А…- это тоже звук, он умеет петь, тянется. И потому, такие звуки,     называют гласные).

Карлсон. Ц- не поет?!

Дети. Потому, что он согласный.

5. «Наполни посуду»

Карлсон. Хорошо, у меня сейчас как раз тоже есть игра для вас. Выбери и помести в соответствующую посуду – сахар, сухарики. Использовать можно предмет в названии, которого как раз есть звук Ц.

Поварешка, ложка, пинцет?

Дети выбирают пинцет.

6. «Найди звук»

Логопед. Вот какие у нас ловкие и быстрые ребята. Карлсон, а ты знаешь, что звук Ц может быть не только в названиях посуды, но и в названиях других предметов.

Дети находят картинки с изображениями предметов, в названиях которых,  есть звук Ц.   Картинки  прикрепляют на прищепочный театр.

Логопед. Вот видишь, Карлсон. А ещё звук не просто находится в словах, он может располагаться в начале слово или в середине, в конце. Наши ребята могут определить место звука в слове при помощи прищепки.

Дети определяют место звука в словах. Обозначая его прищепкой синего цвета.

Логопед. Ребята, а вы заметили какого цвета прищепки вы использовали? (Синего). Действительно, звук Ц всегда твердый, он не имеет мягкую пару.

7.Экспериментирование.

Карлсон. Да, умные ребята. А я, вот ещё что знаю.

( Карлсон подводит детей к столу, на котором стоит посуда.

Карлсон. Посмотрите, здесь посуда.

· Что это? (блюдце). Правильно. Какое оно? (стеклянное, сделано из стекла. Что вы можете сказать о нём?( Оно прозрачное, круглое по форме). Осторожно, не уроните! Как вы думаете почему? (разобьется).  А по весу блюдце, какое? (Легкое)

· А вот это что?(тарелка) Она какая? (металлическая, сделана из металла, непрозрачное, небьющееся). Тяжелая?(такая же как блюдце)

· Вот это что? (блюдце). Какое оно? (фарфоровое или оно из фарфора, значит…). Что можно рассказать об этом блюдце? (непрозрачное, бьющееся, тяжелое)

· Теперь посмотрим на эту чашу. Она …(деревянная, или сделана из дерева, значит…) Еще какая она? Не прозрачная, не бьется, по весу, легче, чем блюдца и тарелка.

· И вот эта тарелка. Что о ней можете рассказать? Бумажная, не прозрачная, легкая.

Карлсон. Хорошо, а как вы думаете, что произойдет с посудой, если мы ее поместим в воду?

(дети высказывают предположения, бумажная и деревянная посуда не утонет. Если деревянная тарелка тонет, то потому, что она, глубокая и под тяжестью воды утонула. Затем дети по очереди опускают посуду в воду. Бумажная тарелка не утонет, ее Карлсон сам полностью погружает в воду. Затем вытаскивает

предлагает сравнить тарелку, какая она стала теперь? Тяжелая, раскисла, потеряла форму)

Карлсон. Как вы думаете, такая тарелка может еще использоваться? (нет). Такую посуду, которая используется один раз назвали одноразовой.

8. Волшебная буква.

Логопед. Ну вот, какой  волшебный звук. Настала пора найти букву. А что такое буква, ребята, расскажите Карлсону. (букву мы видим, читаем, пишем)

Логопед и дети подходят к столам,  на которых чаши с крупой. Находят букву Ц. Помещают на доску.

Логопед. Правильно, вот какая буква Ц. Почитаем? А давайте, даже сказку, составим! Я начну, а вы продолжите, используя картинки на магнитной доске.

Це-це-це- составим сказку о яйце

Цо-цо-цо-снесла курица яйцо

Цу-цу-цу-котенок тянется к яйцу

Ца-ца-ца-брысь котенок от яйца

Цы-цы-цы- вы ребята молодцы

Це-це-це –вот вам сказка о яйце

9. « «Напиши букву»

Логопед.  Дети, вот какая буква Ц. Яркая, волшебная. Теперь каждый из вас может ее украсить. Хотите?

Карлсон. А я вам предлагаю ее вот как украсить: нанесите на букву клей при помощи кисточки, и засыпьте ее манкой.

10. Итог занятия.

Карлсон. Ох, кажется, я проголодался!

Логопед. Карлсон, а ты любишь малиновое варенье?

Карлсон. Обожаю!

Логопед. Тогда, мы тебя приглашаем к столу. Будем пить чай с малиновым вареньем.

Получайте новые статьи прямо на почту! Введите e-mail:

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Запись опубликована в рубрике Дошкольники, конспекты занятий, публикации моих коллег с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>