Конспект логопедического занятия по теме «Звук и буква И».
1. Закрепить навык правильного произношения звука И.
2. Учить выделять звук из ряда других гласных звуков, из слова, выделять слова со звуком и среди других слов.
3. Развивать артикуляционную моторику.
4. Развивать речевое дыхание, работать над высотой и силой голоса.
5. Развивать фонематическое восприятие.
6. Закреплять умение давать характеристику звука, закреплять понятие гласный звук.
7. Формировать навыки фонематического анализа.
8. Учить составлять наглядные схемы звукосочетаний.
9. познакомить с графическим образом буквы и.
10. Развивать зрительный гнозис, внимание, память и мышление.
11. Развивать общую и мелкую моторику.
Оборудование:
1. Предметные картинки (мальчик, девочка, иглы, ива, игрушки)
2. индивидуальные зеркала.
3. Карточки-символы звука и(у логопеда и детей).
4. 2 полоски (длинная и короткая)
5. Фишки для составления схем.
6. Изображение дерева с прорезями для предметных картинок и сами картинки (избушка, иглы, индюк, инструменты, игрушки).
7. Графическое изображение буквы И.
8. Счётные палочки.
9. Точечные изображения буквы И (на каждого ребёнка), простые карандаши.
10. Изображения буквы И разными шрифтами.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Сегодня к нам в гости пришли дети. Их зовут Инна и Игорь. Они узнали. Что сегодня мы знакомимся с новым звуком, поэтому тоже хотят узнать о нём. Поможем им?
2. – Покажем ребятам, какие звуки мы уже знаем.
Угадывание гласных звуков по беззвучной артикуляции логопеда (А, У, О)
3. Инна и Игорь приготовили для вас загадку. Если вы её отгадаете, то узнаете, какой звук будем изучать.
Всех на свете обшивает,
Что сошьёт – не надевает. (Иголка)
Выставляется картинка с изображением двух игл.
С какого звука начинается это слово? (со звука И)
- Сегодня мы будем упражняться правильно произносить звук И, искать слова с этим звуком, составлять с ним звуковые схемы, а также познакомимся с буквой. Которая обозначает звук И, буквой И.
4. Артикуляция звука И.
- Ротик улыбается, губы раздвигаются, язычок опускается за нижние зубы (показ логопеда).
Дети берут индивидуальные зеркала и каждый произносит звук И, чётко его артикулируя.
- Как расположены губы? (в улыбке). Выставляется карточка – символ звука И.
5. Произнесение звука И
- хором;
- индивидуально;
- тихо — громко;
- кратко – длительно в зависимости от того, какую полоску покажет логопед.
6. Характеристика звука И.
- Звук И произнесли, пропели. Теперь давайте расскажем Инне и Игорю всё об этом звуке (он гласный, потому что воздух не встречает преграды и его можно петь и тянуть).
- как вы думаете, почему Инне и Игорю так интересно всё знать о звуке И? (их и мена тоже на звук И).
7. Выделение звука И из ряда гласных: А, И, У, О, И, А ит.д. (дети поднимают карточки-символы, если слышат звук И).
8. Произнесение и выделение звука и в словах: «Доскажи словечко». (дети заканчивают фразу словами, начинающимися со звука И)
Кто слушал внимательно, запомнил все слова и сможет их повторить?
9. Физминутка.
10. Составление из фишек наглядных схем звукосочетаний: ИА, АИУ, ОАИ и т.д.
11. Выделение звука и в словах (подбор картинок, в названии которых есть звук И)
- А сейчас Инна и Игорь хотят посмотреть, как вы ловко умеете находить слова со звуком И (логопед показывает изображение дерева с прорезями).
- Посмотрите на это дерево – оно не простое, а волшебное. Вместо листочков у него должны быть картинки со звуком И. (логопед показывает детям панно с разными картинками).
- Вам нужно выбрать только те картинки, в названии которых есть звук И поместить их на чудо-дерево (дети отбирают картинки и ещё раз проговаривают слова).
12. Знакомство с графическим образом буквы И. Демонстрация буквы.
- На что похожа буква И?
Выкладывание буквы И из счётных палочек.
13. Развитие зрительного восприятия и внимания. Игра «Найди две одинаковые буквы».
14. Пальчиковая разминка.
15. Обведение буквы И по точкам.
Итог занятия.
- Наши буквы мы подарим Инне и Игорю, ведь их имена начинаются с буквы И.
- Что нового вы узнали?
- Что понравилось на занятии?
Уважаемые читатели, если вас заинтересовало это занятие, напишите об этом в комментариях, и я выложу фото наглядного материала.