Конспект логопедического занятия «Путешествие за буквой Р»
учитель-логопед МБДОУ № 34
г.Вологда
Цель: Закрепление знаний о звуке и букве Р.
Задачи:
*Автоматизация звуков (Р, РЬ) в словах, предложениях, связной речи;
*Формирование связной речи;
*Закрепление навыка образования предложно-падежных конструкций (Р.П. без предлога);
*Развитие фонематических процессов: анализа, синтеза, представлений;
*Формирование умения определять место звука в слове;
*Совершенствование слогового анализа слов;
*Закрепление умения определять твёрдость-мягкость звука;
*Развитие мелкой и общей моторики;
*Развитие зрительного восприятия, логического мышления, воображения;
*Профилактика нарушений зрения;
*Воспитание чувства товарищества и взаимопомощи, аккуратности;
Оборудование: презентация, проектор, символы для характеристики звука, звуковые линейки, звуковые домики, игра «Строим мостик», массажные мячи, ключик, картинки со звуками Р, РЬ, игра «Перепутанные хвосты», заготовки для буквы Р на каждого ребёнка, мольберт.
Слайд 1.
1. Орг.момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришло видеописьмо от Буратино. (Слайд 2) Он очень расстроен, потому что с ним приключилась беда(Слайд 3) Злая колдунья похитила из его имени букву Р(*) и теперь он превратился в «Бу…атино».(звук)
Дети давайте поможем Буратино найти пропавшую букву. Вы согласны?
Тогда отправляемся в путешествие за буквой Р! А чтобы справиться со всеми трудностями и препятствиями, мы должны быть ответственными, дружными, помогать друг другу, выручать своих товарищей из беды.
2. Основная часть.
*Характеристика звука (Р).
- Дети, чтоб вернуть букву Р Буратино, нам нужно сначала найти звук (Р).
А чем отличаются звук и буква? ( схема на доске)
Букву – видим, читаем, пишем; Звук – слышим, произносим.
- Дети, а что вы знаете о звуке (Р)? Какой он? (схема на доске)
(Р)-согласный, звонкий, твёрдый.
- Молодцы, Вы всё правильно и так подробно рассказали о звуке (Р), что теперь мы обязательно его найдём и ни с каким другим звуком его не спутаем!
*Упражнение «Волшебный клубочек*
- Ну что, отправляемся в путешествие. И как во всех сказках, дорогу нам покажет волшебный клубочек (Слайд 4, *) (Дети берут массаж. мячики). Мы будем катать клубок и называть слова со звуком (Р).
Тили-таем, тили-таем,
Волшебный клубочек мы катаем,
Волшебный клубочек мы катаем,
И слова со звуком (Р) называем.
*Упражнение «Строим мостик»
- Дети, волшебный клубок привёл нас к речке. (слайд 5, звук) А как же нам через неё перебраться? ( Ответы детей). Конечно же, нам нужно построить мост.
Для моста нам потребуются досочки, выбирайте только те, на которых есть картинки со звуком (Р) в название.
*Самомассаж «Рельсы-рельсы»
- Молодцы, как вы дружно построили мост! А дальше мы отправимся на поезде. (слайд 6) Вставайте в круг, прицепляйтесь «вагончики» друг к другу.
Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы,
Едет поезд запоздалый.
Едет-едет паровоз
Две трубы и сто колёс.
Паровоз кричит: «Ду-ду,
Я иду, иду, иду!»
А вагончики стучат,
А вагоны говорят:
«Так, так, так! Так, так, так!»
- А вместе с нами в поезде поедут и другие пассажиры. (Слайд 7)Только нужно им помочь, они не знают, где их вагон. Дети, в первом вагоне поедут те пассажиры, в названии которых 1 слог, во втором — у кого 2 слога, и т.д. ( На каждую картинку -1 щелчок)
- Молодцы, ребята! Помогли всем пассажирам занять свои места в поезде. Отправляемся дальше.
* Динамическая пауза «Буратино потянулся»
- Ребята, смотрите, (слайд 8) перед нами ворота. Как же нам их открыть? Конечно же, нам нужен ключик! Наверно, он спрятан очень высоко. Давайте попробуем его достать.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два — нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать
Нужно на носочки встать!
- А вот и ключик! Открываем ворота, а там (Слайд 9) – Звуковой Городок.
- Дети, почему в этом городе дома с синими и зелёными крышами? (Ответы детей)
- Правильно, под синими крышами живут картинки с твёрдыми звуками в названии, а под зелёными — с мягкими звуками.
* Гимнастика для глаз.
- Злая колдунья приготовила для нас испытание. (Слайд 10)Смотрите, она наколдовала и спрятала от нас все картинки. Нужно внимательно их рассмотреть, чтобы увидеть спрятанные картинки. А для этого давайте сделаем гимнастику для глаз.
Буратино спит — проснулся,
Посмотрел –налево
Посмотрел – направо,
Вверх – вниз, вверх – вниз,
Быстро – быстро поморгал
И нисколько не устал.
* Упражнение «Звуковые домики»
- Молодцы, нашли все спрятанные картинки. Давайте их поселим в звуковые домики.
*Упражнение «Перепутанные Хвосты» (на доске )
- Дети, смотрите. (слайд 11) Злая колдунья опять напроказничала, она у всех животных перепутала хвосты. Как же быть? Надо им помочь!
- Спасибо, дети. Вы помогли животным. Без вашей помощи они навсегда бы остались с чужими хвостами.
- Дети, а какой звук встречается в названиях всех животных? (Р)
- Правильно, в названиях всех животных встречается звук (Р).
- А где же звук может находиться в слове? (в начале, в середине, в конце слова)
- Что поможет нам определить место звука в слове? (звуковые линейки)
*Упражнение «Звуковые линейки»
Слайд 12, после ответа детей (*)
Слайд 13, после ответа детей (*)
Слайд 14, после ответа детей (*)
- Дети, смотрите, мы с вами уже и нашли спрятанные звуки (Р). Какие вы молодцы! А давайте и мы с вами немножко поколдуем и превратим звук (Р) в букву Р. Как вы думаете, как это можно сделать? (ответы детей). Сейчас на чистом листочке у нас появится буква Р.
- Ребята, какие мы молодцы, мы смогли найти даже не одну букву Р. Ну что, возвращаем букву Р Буратино? ДАААААААА (слайд 15,*)
* Изготовление буквы Р.
Входит Буратино.
-Здравствуйте, ребята! Я очень рад и благодарен, что вы помогли вернуть букву Р в моё имя. Спасибо, я вас всех приглашаю на весёлый танец.
* Танец с Буратино.
Презентацию для занятия можно скачать ЗДЕСЬ