Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе.
Тема: «Звуки и буквы А, У. Путешествие в сказочный лес».
Задачи:
1. Упражнять детей в выделении звуков А, У из слов.
2. Закреплять понятие – гласный звук.
3. Учить фонематическому анализу и преобразованию слов АУ, УА.
4. Развивать фонематические представления.
5. Закреплять зрительные образы букв А, У.
6. Развивать память, мышление, зрительное и слуховое восприятие, конструктивный праксис.
Оборудование:
Картинки: белочка Аня и ёж Умка, звуковые линейки, веточки, полоски, фишки для звукового анализа, схема для дифференциации понятий звук-буква, дидактическое пособие «Звуковые горки».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- У нас сегодня необычное занятие. Мы отправляемся в сказочный лес. Крутись – вертись — в сказочном лесу очутись.
2. Выделение звуков из слов, отнесение к гласным.
- В лесу нас встречают белочка Аня и ёж Умка. Какой звук слышится первым в слове Аня (А), какой в слове Умка (У). о каких звуках мы сегодня будем говорить? Что мы знаем о звуках А, У? (отнесение к гласным. Уточнение артикуляции).
3. Развитие фонематического восприятия, распределения внимания.
Аня и Умка предлагают вам поиграть в игру «Топни – хлопни».
Если в слове А – хлопаем, У – топаем.
4. Работа над просодическими компонентами реч.
- Чтобы пройти дальше в лес, нужно перебраться через горки. Дидактическая игра «Звуковые горки» (Дети произносят гласные повышая и понижая голос в зависимости от того, где написана буква, на вершине горы или у подножия).
5. Количественный анализ сочетаний гласных.
- на пути нам встретились волшебные воротца. Чтобы они нас пропустили, мы должны показать на звуковой линеечке количество произнесённых звуков. (АОУ, АИ и т.д.)
Дети показывают количество звуков и проходят через воротца.
6. Физминутка.
7. Звуковой анализ и преобразование слова АУ.
- Ой, ребята, кажется, мы заблудились, а как надо кричать, если вы заблудились в лесу? (АУ) Давайте выложим фишками слово АУ. Сколько звуков в слове? Какой первый? Какой последний? Звуки обозначаем буквами. Как слово АУ превратить в слово УА? (превращение и анализ слова).
8. Дифференциация понятий звук – буква, закрепление зрительных образов букв А, У.
- Ребята, чем отличаются звуки и буквы? (Демонстрация схемы ) Звуки мы слышим и произносим. А буквы мы видим и пишем. Как мы можем показать анне и Умке первые буквы в их именах? (Выкладывание из веточек буквы А, а потом превращение её в букву У).
9. Развитие памяти, фонематических представлений.
- Настала пора прощаться с нашими друзьями. Напоследок поиграем с ними в игру «Цепочка». Сначала дети по цепочке подбирают слова со звуком А, потом слова со звуком У, произнося сначала слова предыдущих игроков.
Итог занятия.
- Пора возвращаться в детский сад. Крутись – вертись — в детском саду очутись.
- Чему вы научились?
- Что понравилось?
- Какие были трудности?
Уважаемые читатели, если вас заинтересовало это занятие, напишите об этом в комментариях, и я выложу фото наглядного материала.
Занятие очень понравилось, нужен наглядный материал.
К сожалению, занятие было подготовлено очень давно и наглядный материал не сохранился, но вы можете сами его изготовить, опираясь на конспект.