Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Звук и буква Д.

Конспект  занятия  по подготовке к обучению грамоте. Тема: «Звук и буква Д. У нас в гостях мартышка Дуся».

мартышка ДусяЗадачи:

1. Учить детей слышать звук Д в словах.

2. Закреплять умение давать характеристику звуку по опорной схеме.

3. Закреплять артикуляцию гласных звуков. Упражнять в определении слова по входящим в него гласным.

4. Закреплять навык фонематического анализа слова типа СГС.

5. Развивать фонематические представления.

6. Закреплять зрительный образ буквы Д.

7. Упражнять в чтении прямых и обратных слогов.

8. Упражнять в составлении предложений по опорным схемам.

9. Развивать произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие.

10. Развивать мышление, ориентировку на листе бумаги, мелкую моторику.

Оборудование:

Картинка( или игрушка)  мартышка. Предметные картинки для фланелеграфа, в названии которых есть звук Д, и те, в названии которых нет звука Д, фланелелграф, схема для характеристики звуков, схема для дифференциации  понятий звук-буква, бланки для игры «Крестики-нолики», не раскрашенная буква Д, буквы для штриховки, простые и цветные карандаши, кораблики. Острова с гласными, аудиозапись «Чунга чанга», Д/и «Мартышки»(артикуляция гласных, угадай слово), фишки для выкладывания схем слова, Д/и «Ананасы»(угадай слово), схемы предложений.

Ход занятия:

Организационный момент.

К нам сегодня на занятие пришёл гость, а кто. Вы узнаете. Отгадав загадку. Кто это? (мартышка). Её зовут Дуся.  Какой первый звук слышится в её имени? (Д). Она узнала, что ребята в детском саду могут всё рассказать про этот звук, а он у неё самый любимый.

2. Выделение звука из начала слова, характеристика звука по схеме.

- Какой первый звук слышится в слове? Давайте расскажем мартышке всё, что мы знаем про звук Д (характеристика звука по схеме). Теперь Дуся будет знать всё о своём любимом звуке.

3. развитие фонематического восприятия, умения слышать звук Д в словах, развитие ориентировки на листе бумаги.

-Дуся приготовила для вас игру, она называется «Крестики-нолики». Я буду называть слова, если в слове есть звук Д ставим в бланке крестик, если нет – нолик (работают простым карандашом).

Сколько слов со звуком Д я назвала? Как это можно определить? Давайте вспомним, какие слова со звуком Д, я называла.

4. Развитие простых форм фонематического анализа, фонематических представлений. Давайте подарим Дусе подарки (картинки в названии которых слышится звук Д, если нет звука Д, картинку дарить не будем).

5. Дифференциация понятий звук-буква. Закрепление зрительного образа буквы Д, развитие мелкой моторики. Ребята, а что мы можем Дусе рассказать о звуках и буквах, чем они отличаются? (демонстрация опорной схемы). Познакомим Дусю с буквой Д 9демонстрация прозрачной буквы). На что похожа эта буква? Почему мы её не раскрасили? (она может обозначать твёрдый звук Д  — синий цвет и мягкий ДЬ – зелёный цвет). Дуся приглашает нас к себе в гости в Африку, надо плыть через океан на кораблях.  Заштрихуем буквы Д и посадим их в кораблики.

6. Чтение прямых и обратных слогов.  Отправимся вместе с буквами через океан на корабликах. Корабли причаливают к островам.  (на островах буквы О, А, Ы, Э, У). Дети читают слоги (ДА, АД, ДО, ОД и т.д.) Вот мы и в Африке.

7. Физминутка  «Чунга Чанга».

8. Закрепление артикуляции гласных, определение слова по гласным звукам. Дуся очень любит строить рожицы, пока вы танцевали, я её сфотографировала. Отгадайте, какие звуки она произносила(определение гласных по артикуляции) Дуся загадала 3 слова (мода, природа, дети). Отгадайте по фотографиям, какое слово она произносит?

9. Развитие фонематического и слогового анализа . Африка — это дом нашей мартышки. Давайте научим Дусю выделять по порядку все звуки в слове ДОМ. Выкладывание звуковой и слоговой схемы слова на фланелеграфе. Вопросы к детям:

-Сколько звуков в слове ДОМ? Назови.

- Сколько гласных, согласных звуков?

- Сколько твёрдых и мягких согласных?

- Сколько слогов в слове ДОМ? По каким звукам мы определяем количество слогов?

10. Развитие фонематического синтеза. Дуся приготовила для вас сюрприз. Она очень любит есть фрукты. На ананасах она зашифровала название ещё одного лакомства, вы его узнаете, если мысленно расположите ананасы по порядку от самого большого к маленькому и прочитаете слово (ДЫНЯ).

11. Мартышка решила составить предложение со словом ДЫНЯ, но у неё ничего не получилось. Поможем ей, а нам помогут схемы на пальмовых листьях.

12. Подведение итогов, развитие фонематических представлений.

Дусе очень понравилось путешествовать и заниматься вместе с вами, а теперь пора возвращаться в детский сад. На прощание вспомним для мартышки слова с её любимым звуком Д (словесная игра «Цепочка»).

-  Чему вы научились? Что понравилось? Какие были трудности?

 

Уважаемые читатели, если вас заинтересовало это занятие, напишите об этом  в комментариях,  и я добавлю  фото дидактического материала к этому занятию.

Получайте новые статьи прямо на почту! Введите e-mail:

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Запись опубликована в рубрике Дошкольники, конспекты занятий с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>