Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: «Звук и буква Ц. Цыплёнок Цып-цып».
1. Закреплять умение слышать звук Ц в слогах, словах, тексте.
2. Закреплять умение давать характеристику звука по опорной схеме.
3. Упражнять детей в определении позиции звука в слове.
4. Упражнять детей в звуко-слоговом анализе и синтезе слов.
5. Развивать языковые представления на уровне слога.
6. Учить слоговому синтезу.
7. Закреплять зрительный образ буквы Ц.
8. Упражнять в составлении предложений по опорным схемам.
9. Развивать зрительное и слуховое восприятие, мышление.
Оборудование:
Иллюстрация к рассказу «Цыплёнок Цып-Цып», цыплёнок, мяч, дидактическое пособие «Птичка», картинки со звуком Ц в начале, середине и конце, дидактическая игра «Цветочная поляна», , дидактическое пособие «Матрёшки», подносы с манкой, дидактическое пособие «Составь предложение».
Ход занятия:
Организационный момент. Выделение звука Ц из текста, из слов.
Сегодня я приготовила для вас очень интересную историю, послушайте её внимательно ( из пособия Л.А. Боровских Я логично говорю.)
(демонстрация иллюстрации к рассказу).
Цыплёнок Цып-цып.
Цыпленок Цып-Цып вылупился из яйца и осмотрелся по сторонам. Он увидел вокруг большой мир. Ярко светило солнце, и росли красивые цветы. «Пойду-ка я погуляю», — подумал Цып-Цып и пошёл по лужайке. Среди цветов Цып-Цып увидел пуговицу и удивился, потому что на его одежде пуговиц не было. Цыпленок рассмотрел пуговицу со всех сторон и пошел дальше. По дороге он увидел цаплю. У цапли в колодец упало кольцо, и она не знала, как его достать. Увидев цыплёнка, цапля обрадовалась. «Помоги мне достать кольцо, цыплёнок», — обратилась она к нему с просьбой. «Как же я смогу его достать?» — опять удивился Цып-Цып. «Ты сядешь в ведро, я спущу тебя вниз, и ты сможешь достать кольцо. А потом я тебя подниму наверх», — рассказала ему свой план цапля. Так они и сделали. Цыпленок достал кольцо и отдал его цапле. Так у Цып-Цыпа появился друг.
- Какой звук чаще других слышался в этом рассказе (Ц) какие слова со звуком Ц вы запомнили?
2. Характеристика звука по опорной схеме.
- А вот и наш цыплёнок. Давайте расскажем ему всё про его любимый звук Ц. (по опорной схеме)
3. Преобразование слогов.
- Цыплёнок предлагает вам поиграть в мяч.
Звуки в слогах нужно поменять местами (ца-ац, цо-оц и т.д.)
4. Определение позиции звука в слове.
- Цыплёнок приготовил для вас задания. Посмотрите на птицу. К голове нужно положить картинку, где звук Ц слышится в начале, к туловищу — те, где звук слышится в середине, а к хвосту – те, где Ц в конце.
5. Звуко-слоговой анализ слова.
- вспомните, с кем подружился Цып-цып в рассказе (с цаплей). Давайте научим цыплёнка слышать все звуки в слове цапля (Выкладывают схему слова фишками).
6. Физминутка.
7. Развитие языковых представлений на уровне слога, слогового синтеза.
- Ой, что это за полянки такие? На них растут цветы, но не простые. На цветочках – картинки. Сколько лучей у солнышка над полянкой – столько должно быть слогов в названии картинки на цветочке. (Дети раскладывают цветы по полянкам).
- А вот ещё одно задание, чтобы отгадать слова, нужно поменять слоги местами..
- На клумбе растут ты-цве. На грядке поспел рец-пе.
8. Закрепление зрительного образа буквы Ц.
- Звук Ц мы обозначаем буквой Ц. давайте познакомим с ней цыплёнка.
- На что похожа буква Ц? Давайте напишем её в воздухе, теперь пальчиком на подносах с манкой.
- Чем отличаются звуки и буквы? ( говорят с опорой на схему)
9. Развитие фонематического синтеза.
-Цып-цып приготовил ещё одно задание. Нужно поставить матрёшек по росту и прочитать слово. (Дети читают слово яйцо). А как связаны между собой цыплёнок и яйцо? (Цыплёнок вылупляется из яйца).
10. Психогимнастика.
Изобразить цыплёнка, сидящего в яйце. Показать, как он вылезает из скорлупы: сначала высунул головку, потом – правое крылышко, затем – левое.
11. Составление предложений по опорным схемам.
- Давайте составим предложения про Цып-цыпа по схемам. Номер схемы указан на карточке.
12. Итог занятия.
- Цыплёнку пора возвращаться домой. Скажите, чему вы сегодня научились? Какие были трудности?
Уважаемые читатели, если вас заинтересовало это занятие, напишите в комментариях и я выложу фото наглядного материала.