Коррекция звукопроизношения с опорой на сохранные анализаторы у детей с нарушением зрения

Коррекция звукопроизношения с опорой на сохранные анализаторы  у детей с нарушением зрения

нарушения зрения у детей Фондикова Ирина Валерьевна

учитель-логопед первой

квалификационной категории

МБДОУ № 82 г. Мурманск

По утверждению профессора Л.И. Солнцевой, доктора психологических наук,

становление речи у зрячих и лиц с нарушениями зрения осуществляется принципиально одинаково, однако отсутствие зрения или его нарушение изменяет взаимодействие анализаторов, в силу чего происходит перестройка связей и при формировании речи она включается в иную систему связей, чем у зрячих.

Поэтому ученые (Солнцева Л.И., Волкова Л.С. и другие) рекомендуют все коррекционные занятия  для детей с нарушениями зрения проводить с учетом структуры дефекта, с опорой на сохранные анализаторы и создание полисенсорной основы.

Опыт работы в дошкольном учреждении для детей с косоглазием и амблиопией (МБДОУ № 82 города Мурманска) позволяет говорить об эффективности использования  слухового, осязательного, кинестетического анализаторов и опоры на остаточное зрение при коррекции звукопроизношения.

При нарушениях зрения большая нагрузка ложится на сохранный слуховой анализатор. С его помощью ребенок получает возможность воспринимать фонетические элементы речи — фонемы, словесное ударение, ритмико-интонационную структуру. Особое значение слух приобретает в контроле за собственным произношением.

Особое внимание  обращаем на сформированность и функционирование фонематического слуха, который является частью физиологического слуха. Его нарушение сказываются на усвоении звуковой стороны речи, что нередко наблюдается у детей с расстройствами зрения.

Начинаем работу с упражнений по различению неречевых звучаний, при выполнении которых у детей развиваются и слуховое внимание, и слуховая память. Например, проводим игры на узнавание голосов природы: радостное пение птиц, журчание ручья, шелест листьев деревьев и травы, жужжание насекомых  (прослушиваем запись на компакт-диске); дифференцируем звуки, которые ребенок слышит постоянно в обиходе: льется вода, рвется бумага, слышится стук ложки о тарелку и т.п.; дифференцируем звучание музыкальных инструментов (бубен, металлофон, колокольчик, гармошка и др.); различаем шумовые материалов (песок, крупы, скрепки, бумажные шарики и т.п.) в игре «Шумящие коробочки»; различаем звуки, доносящиеся с улицы, из соседней комнаты.

Упражнения с неречевыми звуками также направлены на развитие у детей определения силы звучания. Например, дети играют с двумя колокольчиками, один из которых маленький, другой большой. Они учатся различать силу звучания каждого.

Работу над речевыми звуками начинаем с упражнений, в которых подразумевается образный контекст, что придает осмысленность звучаниям. Например, логопед спрашивает детей, как шуршат под ногами листья (ш-ш-ш); как рычит собака (р-р-р); как гудит поезд (у-у-у) и другие.

Затем приступаем к восприятию определенных звуков речи, выделению их из общего потока речи (цепочки звуков, слов, словосочетаний). Вначале подбираются звуки, далекие артикуляторно и акустически. Например, детям дается задание хлопнуть в ладоши, когда они услышат звук [с] ([м, н, р, в]).

Затем выполняются упражнения на выделение звука [с] в словах (нос, киска, колесо, сумка) и определение его места в слове (в начале, в конце, в середине). Используем игры «Угадай по голосу», «Кто как кричит?», «Зашифрованное предложение».

На основе развитого фонематического восприятия детям легче будет овладевать правильным звукопроизношением. При коррекции звукопроизношения у детей с нарушением зрения необходимо задействовать  и осязательный анализатор.

Тифлопсихологические исследования осязания, проведенные Л.И.Солнцевой, М.И.Земцовой, Ю.А.Кулагиным и другими учеными, показали, что осязание является мощным средством компенсации нарушенного зрения. Воспользуемся этими данными на этапе ознакомления ребенка с физиологическими особенностями строения органов артикуляции.

Это необходимо для того, чтобы впоследствии ребенок четко соотносил словесные обозначения с разными органами артикуляционного аппарата — губами, зубами, языком, нёбом и т.д. Наглядная демонстрация органов артикуляции проводится путем рассматривания рта логопеда и самого ребенка, используются также макеты искусственных челюстей, языка.

Макет языка легко изготовить самостоятельно: берется пластилин и размещается внутри медицинского резинового напальчника, в итоге получится пластичный макет языка. Таким макетом можно манипулировать, создавая любые позиционные уклады.

Для развития речевой моторики с детьми проводится артику-ляционная гимнастика. Качественному ее выполнению способствует привлечение осязательного анализатора, с помощью которого ребенок способен чувствовать и осмысливать движения, их напряженность.

На следующем этапе логопедической работы осуществляется по-становка или коррекция звукопроизношения. Объяснение расположения органов артикуляции, соответствующего правильному произнесению того или иного звука, ребенок получает в устной форме. Например, ему говорим (и показываем на макете), что для произнесения звука [с] надо улыбнуться, кончик языка задержать у нижних резцов (запомнить это положение) и дуть на середину языка.

В том случае, если не удается достичь требуемого произношения, логопед, исправляет руками положение артикуляционных органов, приводя их в необходимую позицию для данного звука.

При этом используем шпатель, логопедические зонды.

Когда необходимые навыки достигнуты, можно переходить к следующему этапу – закреплению правильного произношения. Использование макета речевого аппарата  способствует не только решению задачи коррекции звукопроизношения, но и развитию тактильной чувствительности пальцев рук ребенка со зрительной патологией, которые при необходимости в дальнейшем облегчат обучение чтению рельефно-точечного шрифта Брайля, освоению пространственных отношений, совершенствованию мыслительных операций – понимание причинно-следственных связей при движении органов артикуляционного аппарата, искоренению накопления слов без конкретного содержания.

Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков используем кинестетический анализатор. Чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, мы стали применять такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Этот метод эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

К содружественным  движениям языка и руки мы стали постепенно добавлять движения глаз. Таким образом, в процессе отработки артикуляционных движений, дети выполняли упражнения, способствующие укреплению глазодвигательных, окологлазных мышц, снятию зрительного утомления мышц.

Использовались следующие упражнения: «Часики», «Качели», «Улыбка», «Жало», «Змейка», «Жало», «Змейка», «Чашечка», «Птенчик».

Метод биоэнергопластики позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.

При коррекции звукопроизношения у детей с нарушением зрения обязательно опираемся и на остаточное зрение: применяем модели артикуляции звуков. Их использование эффективно при постановке звуков.

Модель артикуляции помогает ребенку с нарушением зрения осмыслить процесс постановки звуков,  позволяет не просто быть исполнителем воли взрослого, а быть активным участником этого процесса. Модель служит наглядной опорой, она постоянно напоминает ребенку, как нужно расположить язык, губы, включить в работу голосовые связки.

В отличие от артикуляционных профилей, которые трудны для усвоения ребенком, модели отсекают органы, не принимающие  участие в артикуляции. Образ буквы (графического изображения звука) также не дает информации о положении органов артикуляции.

Ребенок видит и слышит, что разному укладу органов артикуляционного аппарата соответствует разное качество звуков. То есть, применение моделей артикуляции звуков позволяет подключить в работу и слуховой, и зрительный, и речедвигательный анализатор, что очень важно для детей с нарушенным зрением. Правильное артикулирование звука, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведения звуков.

Таким образом, опора на слуховой, осязательный, кинестетический анализаторы и остаточное зрение помогают ребенку с патологией зрения успешно овладеть правильным звукопроизношением, что в дальнейшем способствует успешному обучению грамоте, устной и письменной речи.

Получайте новые статьи прямо на почту! Введите e-mail:

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Запись опубликована в рубрике Для специалистов, Дошкольники, публикации моих коллег с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>