Общее недоразвитие речи (ОНР)

Общее недоразвитие речи (ОНР)

ОНРВ последнее время растёт число  детей, имеющих такое речевое нарушение,  как общее недоразвитие речи.  Поэтому возникает большое количество  вопросов родителей,  связанных  с ОНР.  Постараюсь на них ответить.

Что  такое  ОНР?

ОНРобщее недоразвитие речи, речевое нарушение, относящееся  к психолого-педагогической классификации.  При ОНР у ребёнка с нормальным слухом и интеллектом нарушены все компоненты речевой  системы (звукопроизношение, фонематические функции, лексика, грамматический строй речи). Это является обязательным условием.  Если у ребёнка грубо нарушено

звукопроизношение,  речь  малопонятна, но  словарь достаточно точен и богат, фраза оформлена грамматически правильно. Это уже не будет являться общим недоразвитием речи, хотя  для окружающих это проблема  будет ярко выраженной.

Другой пример:  речь ребёнка достаточно понятна, нарушено произношение  всего  1-2 звуков,  в  потоке речи он иногда смешивает несколько парных фонем, речь фразовая и достаточно понятная, но словарь не совсем точен,  имеются  ошибки в  согласовании,  при употреблении сложных предлогов.

Такое речевое нарушение может быть практически незаметным для окружающих и даже для родителей, но уже будет являться общим недоразвитием речи  со всеми вытекающими  последствиями.

От родителей нередко приходится слышать вопрос: «Что у нас на самом деле, если логопед в садике сказала  ОНР, а логопед в поликлинике написала дизартрия?»  Общее недоразвитие речи вполне может сочетаться с  заключениями клинико-педагогической классификации и уточняться ими.

Например,  логопедическое заключение может звучать так: ОНР (I уровень речевого развития), алалия  или ОНР (III уровень речевого развития), стёртая форма дизартрии.  Противоречий здесь нет.

Дети с ОНР это очень разнородная группа.  Это и практически безречевые  дети с  зачатками лепетных слов, и дети с достаточно понятной  фразовой речью с элементами  фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Поэтому  выделяют уровни общего недоразвития речи.  Это позволяет более точно описать речевые проблемы ребёнка.  Без уточнения уровня  заключение ОНР мало о чём говорит.

Уровни речевого развития при общем недоразвитии речи. 

I уровень самый  тяжёлый .  Это либо дети вообще  без речи,  либо дети,  использующие  несколько отдельных  лепетных, либо очень усечённых (до 1-2 слогов)  слов.  Фразы на этом уровне нет вообще, часто используется  одно  деформированное слово  вместо  предложения.

Так же это одно слово может иметь несколько значений.  Например  «ПИ»  это и мышка, и птичка, и хочу пить.   Очень активно такие дети для общения используют жесты и мимику.  Огромна разница между объёмом активного  и пассивного словаря.  Это дети, которые, со слов родителей,  всё понимают, но ничего не говорят.

Однако при детальном обследовании выясняется, что и пассивный словарь таких  малышей  гораздо ниже возрастной нормы.  Произношение звуков непостоянно.  Грамматических форм нет вообще.  Очень желательно  для детей с I уровнем речевого развития начать логопедические занятия  не позже 3х лет, тогда прогноз дальнейшего обучения будет более благоприятным.

II уровень речевого развития.  Появляется фразовая речь. Фраза очень примитивная, аграмматичная, но это уже несколько слов объединённых по смыслу.   Появляются полноценные слова, хотя  часто очень искажённые.

Звукопроизношение  грубо нарушено.  Из-за  фонематического несовершенства  в речи возможны непостоянные замены, но они уже не такие хаотичные  как на I уровне речевого развития.  Очень сильно нарушена слоговая структура слов.   Сокращается количество слогов, теряются согласные в стечениях. Употребление грамматических форм носит случайный характер.

Дети  со II уровнем речевого развития практически не употребляют  предлоги или заменяют на общий искажённый предлог .  «А  туи»= «на стуле»,  «а кани»= «в стакане».  Очень ограничен  словарный запас.  Дети не могут назвать детёнышей животных,  части целого (спинку и ножки  у стула), затрудняются в назывании цветов, простых  форм.

Примерный рассказ по серии картинок ребёнка со II уровнем речевого развития. « Косики си моть.  Диютя .  Бух  водю.»=«Козлики шли по мосту. Дерутся. Бух в воду.»

III уровень  речевого развития.  Речь фразовая и достаточно развёрнутая, но остаются элементы  фонетико-фонематического  и лексико-грамматического недоразвития.   Часто остаётся нарушенным произношение таких звуков как Ш, Ж, Ц, Ч, Щ, Л, Р, РЬ. Даже те звуки, которые дети могут произнести изолированно, в потоке речи они смешивают (С-Ш, З-Ж, Р-Л, Ч-ТЬ, Щ-СЬ и т.п.).

Слоговая  структура  длинных многосложных слов обычно нарушена.  Особенно ярко  это проявляется во фразе.  Дети пользуются всеми частями речи,  но редко используют прилагательные и наречия, словарь остаётся ещё достаточно бедным и неточным.  Например, такие глаголы , как вяжет, вышивает ребёнок заменяет одним словом шьёт.

Остаются достаточно выраженные ошибки при словообразовании и словоизменении  (много креслов, окнов,  грушный сок, лисиный хвост и т.п.).  Ошибки при согласовании существительных с прилагательными и числительными  (5 письмов,  солнышко лучистая).

Ошибки при употреблении предлогов, особенно сложных, которые обычно заменяются простыми  (поднял с пола = поднял из пола, достал из-под стола = достал из стола и т.п.).   Имеются трудности при составлении рассказов. Дети используют обычно простые нераспространённые фразы.

В последние годы стали выделять и IV уровень  речевого развития при ОНР, раньше подобное речевое нарушение  называли не резко выраженное общее недоразвитие  речи (НВОНР).   В  последнее время чаще используют именно  такую формулировку , IV уровень  ОНР.

Для  этого уровня  так же характерны  проблемы развития лексико-грамматического и фонетико-фонематического строя речи, только выражены они не так ярко.  Такие дети могут  произносить все звуки речи в отдельных словах, но во фразовой речи смешивают их.

Слоговая  структура  нарушается обычно в сложных для произношения словах на уровне  фразы.  Остаётся бедным и неточным словарь,  продолжают встречаться грамматические ошибки  устной речи.

Причины общего недоразвития речи.

Причины  разнообразны, как и само нарушение.  Это могут быть всевозможные  проблемы беременности  и родов матери, травмы головы, нейроинфекции, частые заболевания ребёнка в первые годы жизни. Так же  к причинам ОНР можно отнести  недостатки воспитания и образования.

Последствия ОНР прогнозы и обучение

Общее недоразвитие речи является большим препятствием для освоения детьми программы детского сада, а затем и школьной программы.  В школьном возрасте это приводит к нарушениям чтения и письма (дислексии и дисграфии), а в более тяжёлых случаях делает усвоение программы вообще невозможным.

Дошкольникам  с  ОНР (I-III ур.р.р.)  желательно посещать логопедическую группу для детей с тяжёлыми нарушениями речи.  Дети с  IV уровнем речевого развития могут заниматься и на логопункте, но занятия с логопедом  обязательны.  Ученики  с III и IV уровнем речевого развития могут обучаться в массовой школе, занимаясь на школьном  логопункте.

Школьники с более тяжёлым общим недоразвитием  речи   обучаются в коррекционных школах для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Прогнозы зависят от многих факторов:  причин нарушения,  уровня речевого развития,  возраста ребёнка (чем раньше начать логопедические занятия, тем благоприятнее прогноз), сопутствующих проблем.  При своевременно начатой логопедической  работе  общее недоразвитие речи во многих случаях  можно  устранить  полностью.

Я постаралась   ответить на основные вопросы, возникающие  у родителей, которые  сталкиваются с таким речевым нарушением  у детей, как общее недоразвитие речи.

Повторюсь, что очень важным фактором  для успешной коррекции  ОНР является  вовремя начатая логопедическая работа. Не тяните время!  Обращайтесь к логопеду как можно раньше! Даже если кажется, что с речью  Вашего ребёнка всё в порядке, покажитесь  логопеду для профилактики в 3 года.

Если остались вопросы по этой теме, на которые я не ответила, пишите!

Поделитесь с друзьями, если считаете вышеизложенную информацию полезной.

Получайте новые статьи прямо на почту! Введите e-mail:

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Запись опубликована в рубрике Дошкольники, нарушения речи с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>