Обследование ребёнка на ПМПК. Что должен знать будущий первоклассник.

Обследование ребёнка на ПМПК.  Что должен знать будущий первоклассник.

ПМПК Левченко Анастасия Владимировна

учитель-логопед МБДОУ №46

г. Томск

Перед тем как дошкольники  зачисляются в логопедическую группу или на логопункт, они проходят городскую психолого — медико — педагогическую комиссию. ПМПК подтверждает, что дети нуждаются в занятиях с логопедом. Обучение с логопедом заканчивается, дети идут в школу. Теперь надо снова пройти психолого-медико-педагогическую комиссию, которая решит, либо вывести ребенка из логопункта или логопедической группы, либо оставить для дальнейшего обучения на школьном логопункте, либо порекомендует школу для детей с речевыми нарушениями.

Как проходит ПМПК? На каждого ребенка отводится примерно 15 минут.

Что спрашивают специалисты ПМПК?

Обычно, фамилию, имя, отчество, как зовут родителей. Ребенок должен уметь рассказать о бабушке, дедушке, сестре или братишке, а так же могут спросить и о домашних питомцах (кличка, возраст, какого цвета животное). Спрашивают  о том, как ребёнок добирается до садика, какое сейчас время года, могут спросить все месяцы, а могут попросить назвать, например, осенние месяцы и т.д. Все это дети должны знать.

А так же будущий первоклассник должен знать, когда он пойдет в первый класс. Какое это будет время года. Когда у ребенка день рождения. Могут спросить, какое время года было до осени и. т. д.  Необходимо знать, что такое будни и что такое выходные, и объяснять последовательность каждого дня недели.

К первому классу ребенок должен знать основные и оттеночные цвета, формы, а так же уметь определять, какой из предметов длиннее, а какой короче, какой больше, а какой предмет меньше.

Ребенок должен ориентироваться в пространстве  и уметь правильно называть, где находится предмет: вверху, внизу, справа, слева  и. т. д.

Ребенок должен знать счет в пределах 10 туда и обратно.
Просят рассказать стихотворение, которое должно соответствовать возрасту.  Можно рассказать  стихотворение, которое ребёнок  недавно учил на праздник  к 23 февраля или к 8 марта.  Если стихотворение  о времени года, то лучше взять о весне, чтобы соответствовало действительности. Часто спрашивают, о ком или о чем стихотворение. Например, если стихотворение о весне, просят произнести это слово по звукам, назвать,  сколько слогов, сколько согласных, сколько гласных, твердых согласных, звонких, мягких и глухих.

Проверка знаний на умение обобщать несколько разных предметов в одну категорию (ручка, карандаш, альбом, краски – это школьные принадлежности).

Кроме того, ребенок  должен уметь найти на картинке лишний предмет и объяснить, почему именно он лишний. Также должен знать, для чего какой предмет нужен или что он делает (холодильник — для хранения пищи, а для чего нужен чайник…? и. т. д.)

Также у детей проверяют мелкую моторику. Просят показать козу, зайца, сделать колечки с определенным пальцем либо по очереди, ребенок должен повторить. Часто просят положить указательный палец на средний, или средний на безымянный и наоборот. Проверяют фонематический слух, т.е. просят повторить ряд слогов са-ша-са, ча-тя-ча.

Вот примерные вопросы, которые спрашивают специалисты ПМПК:

  1. Времена года, перечислить, назвать признаки (лето, осень, зима, весна)
  2. В какое время года и в каком месяце у тебя день рождения? (март, апрель, май-это весна, весенний месяц) Расскажи, что бывает весной?
  3. Придумай слово на звук «А» (арбуз, автобус, аист).
  4. Составь  предложение.
  5. Что такое слог, слово, буква, предложение. Различать понятия звук, слог, слово (слог ничего не обозначает, а слова обозначают. Например: «А» — это звук, буква,  «Са» — это слог, сани – слово).
  6. Предложение «Мы катались на санях». В предложении четыре слова. Первое слово –мы, второе — катались, третье — на, четвертое — санях.
  7. Сколько месяцев в году? Дней недели? Частей в сутках? Времен года?
  8. Разбери слово «Грач».  Назови гласные и согласные звуки (три согласных, один гласный звук. Один слог, так как всего один гласный звук «А») .
  9. Определить твердые и мягкие звуки.
  10.  Разделить слова на слоги (ку-би-ки, ма-ши-на)
  11.  Запомни слоги и воспроизведи ( са-за-са, жа-ша-жа, ча-тя-ча) .
  12. Когда ты пойдешь в школу, какое будет время года. (Осенью, в сентябре).
  13. Что ставим в конце предложения? (Точку, восклицательный знак, вопросительный знак. Предложение начинается с большой буквы). А что еще пишут с большой буквы? (имена людей, клички животных, названия стран, городов, рек, морей).
  14.  В каком городе ты живешь? Назови адрес, номер квартиры.
  15.  Какая у тебя семья? Сколько человек?
  16. Какой дом? (деревянный, каменный, одноэтажный, многоэтажный или 8-9-10 этажный).
  17. На каком транспорте добираешься до детского сада (трамвае, автобусе и. т. д.)
  18. Придумай слова со звуком «Р» ( в начале слова: рак, ромашка, радуга, в середине слова – март,  в конце слова- мотор).
  19. Определи звуки в слове. (РАК: первый – «Р», второй звук «А», третий «К»). Какой звук первый, какой – последний.
  20. Слова сложной структуры (умение повторить)

Строительство                      Революция

Экскурсия                             Космодром

Экскурсовод                         Космонавт

Электричество                      Вертолёт

Экскаватор                            Аэропорт

Экскаваторщик                     Прямоугольник

Аквариум                              Треугольник

Коридор                                 Проталины

Раскладушка                          Подполковник

Циферблат                             Велосипедист

Милиционер                          Мотоциклист

Регулировщик                       Универмаг

Листопад                                Кораблекрушение

Снегопад                                Циркуль

Сыворотка                              Бульдозер

Ледоход                                 Фотоаппарат

Получайте новые статьи прямо на почту! Введите e-mail:

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Запись опубликована в рубрике Дошкольники, нормы развития речи, публикации моих коллег с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>