Оптическая дисграфия и ее профилактика в дошкольный период

Оптическая дисграфия и ее профилактика в дошкольный период

дисграфия Рисунок1

Рисунок 1

Пискарева Елена Маратовна

Учитель-логопед

 МБДОУ № 40

г. Нижнекамск

Республика Татарстан

 

Работая учителем-логопедом в коррекционных классах V вида, во время первичных обследований, в письменных работах учащихся около 70% ошибок носили стойкий специфический характер. Из них 20% составляли ошибки, связанные с нарушением работы зрительно-пространственного анализатора. При оптической дисграфии у детей наблюдаются следующие ошибки:

1. Замены букв, схожих по количеству или начертаниям элементов(м-л, п-т, ш-и, к-п и т.п), или букв, с разным расположением похожих элементов ( «м»-»и», «б»-»д», «п»-»м») .

2. Недописывание элементов букв ( вместо «м» пишут «л», вместо «п» — «г» и т.п.). 3. Написание букв в «зеркальном» изображении.

На рисунке 1 представлена работа с неверным начертанием букв или их заменой другими буквами. На рисунке 2 наблюдается «зеркальное» изображение букв.

Рисунок 2. Проявления «зеркального» изображения букв

дисграфия Рисунок2

Рисунок 2

У учащихся, смешиваемых буквы по кинетическому сходству может, как правило, снизиться качество письма в целом. У них наблюдаются «размывания» неокрепших еще связей между звуком и буквой.

У части детей в 1–3 классах смешение указанных букв наблюдается и при чтении как рукописного, так и печатного текста («тотом наспутили жолоба», вместо «потом наступили холода», или «ломопо», вместо «молоко»…). Правильно организованная профилактическая работа в дошкольный период может значительно снизить процент оптических ошибок у детей. Для этого необходимо развить у ребенка зрительно-пространственные представления.

В процессе непосредственной работы над совершенствованием зрительно-пространственных представлений можно использовать следующие приемы:

- складывание фигур или букв из составляющих их элементов;

- «переделка» одной фигуры или буквы в другую;

- лепка различных фигур или букв по образцу;

- рисование сходных фигур, букв в воздухе (опора на более сохранный, в данном случае двигательный, анализатор);

- вырезывание фигур, букв из бумаги или картона;

- обводка контуров фигур, букв; — узнавание фигур, предметов, букв, расположенных в разных направлениях в пространстве («повернутых», «положенных на бок» и пр.);

- узнавание силуэтов, букв, наложенных друг на друга; — Узнавание предметов расположенных в разной отдаленности.

Получайте новые статьи прямо на почту! Введите e-mail:

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Запись опубликована в рубрике Дошкольники, подготовка к школе, публикации моих коллег с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>