Оптическая дисграфия и ее профилактика в дошкольный период
Пискарева Елена Маратовна
Учитель-логопед
МБДОУ № 40
г. Нижнекамск
Республика Татарстан
Работая учителем-логопедом в коррекционных классах V вида, во время первичных обследований, в письменных работах учащихся около 70% ошибок носили стойкий специфический характер. Из них 20% составляли ошибки, связанные с нарушением работы зрительно-пространственного анализатора. При оптической дисграфии у детей наблюдаются следующие ошибки:
1. Замены букв, схожих по количеству или начертаниям элементов(м-л, п-т, ш-и, к-п и т.п), или букв, с разным расположением похожих элементов ( «м»-»и», «б»-»д», «п»-»м») .
2. Недописывание элементов букв ( вместо «м» пишут «л», вместо «п» — «г» и т.п.). 3. Написание букв в «зеркальном» изображении.
На рисунке 1 представлена работа с неверным начертанием букв или их заменой другими буквами. На рисунке 2 наблюдается «зеркальное» изображение букв.
Рисунок 2. Проявления «зеркального» изображения букв
У учащихся, смешиваемых буквы по кинетическому сходству может, как правило, снизиться качество письма в целом. У них наблюдаются «размывания» неокрепших еще связей между звуком и буквой.
У части детей в 1–3 классах смешение указанных букв наблюдается и при чтении как рукописного, так и печатного текста («тотом наспутили жолоба», вместо «потом наступили холода», или «ломопо», вместо «молоко»…). Правильно организованная профилактическая работа в дошкольный период может значительно снизить процент оптических ошибок у детей. Для этого необходимо развить у ребенка зрительно-пространственные представления.
В процессе непосредственной работы над совершенствованием зрительно-пространственных представлений можно использовать следующие приемы:
- складывание фигур или букв из составляющих их элементов;
- «переделка» одной фигуры или буквы в другую;
- лепка различных фигур или букв по образцу;
- рисование сходных фигур, букв в воздухе (опора на более сохранный, в данном случае двигательный, анализатор);
- вырезывание фигур, букв из бумаги или картона;
- обводка контуров фигур, букв; — узнавание фигур, предметов, букв, расположенных в разных направлениях в пространстве («повернутых», «положенных на бок» и пр.);
- узнавание силуэтов, букв, наложенных друг на друга; — Узнавание предметов расположенных в разной отдаленности.