Организация игр с дошкольниками-логопатами. В помощь родителям

Организация  игр с дошкольниками-логопатами. В помощь родителям.

игры для логопатовБезуглая Ирина Леонидовна

учитель-логопед ДДУ №8 «Малыш»

город Авдеевка

Донецкая  область

Всех родителей рано или поздно начинает беспокоить вопрос готовности ребенка к школе. Они мечтают, чтобы малыш был здоровым, умным и, став взрослым, достиг жизненных и профессиональных успехов, стремятся, чтобы он рос свободным в общении и уверенным в собственных возможностях.

И едва ли не важнейшим условием для этого является овладение правильной речью. Только тогда, когда ребенок постоянно слышит четкую, внятную речь, он научится правильно разговаривать, лучше понимать речь окружающих, легко передавать собственные мысли и желания.

В семье взрослые понимают дошкольника с полуслова. И если даже он имеет речевые недостатки, никакого дискомфорта в общении не чувствует. Однако для посторонних часто оказываются непонятными искаженными неправильно произнесенные ребенком слова. Такая речь затрудняет общение с ровесниками. Если вы заметили, что сверстники смеются над речью вашего малыша, постарайтесь объективно оценить ситуацию.

Не забывайте, что ребенок может постепенно уединиться, что еще больше задерживает  речевое развитие и негативно влияет на его характер. Он может стать раздражительным, замкнутым, плаксивым. Поэтому чрезвычайно важно своевременно помочь ребенку в исправлении речевых недостатков.

Первым помощником для вас станет логопед, который после тщательного обследования ребенка поставит квалифицированный диагноз, определит пути коррекции расстройства. Он расскажет, что часто причиной искаженного звукопроизношения бывает малая подвижность или недоразвитие органов артикуляционного аппарата (губ, языка), посоветует, какой комплекс специальных упражнений для развития артикуляционной моторики необходимо ежедневно выполнять.

Сначала поупражняйтесь сами и только потом поощряйте к выполнению артикуляционной гимнастики ребенка. Это обязательно нужно делать перед зеркалом, что поможет проконтролировать правильность выполнения упражнений. Обратите особое внимание на четкость и плавность, дифференцированность, точность и равномерность воспроизводимых движений, способность переключаться с одного движения на другое.

Занятия целесообразно проводить в игровой форме, что будет способствовать заинтересованности ребенка и достижению им наилучших результатов.

Артикуляционная моторика тесно связана с развитием мелкой, то есть подвижностью детских пальчиков. Нанизывание бусинок, застегивание пуговиц, шнуровки, игра с мозаикой, выполнения аппликаций, рисование, раскрашивание, дорисовки, составление геометрических и растительных орнаментов, узоров, соединение стрелочками соответствующих частей рисунков, лепка  -  все это поможет дошкольнику  развить мелкую моторику  рук, подготовит к освоению навыков письма.

Процесс овладения звуками невозможен без достаточного уровня развития фонетико-фонематических процессов (слухового восприятия, внимания и памяти). Если малыш дефектно воспринимает звуки на слух, не различает фонем, похожих по произношению или звучанием, то тогда он и не сможет правильно говорить, а впоследствии и правильно писать.

Коррекционная работа начинается в форме игры на материале неречевых  звуков (Как гудит комар? – З-з-з. Как шумят деревья? — Ш-ш-ш) и постепенно охватывает все усвоенные ребенком звуки, которые исправляет и автоматизирует (вводит в самостоятельную речь) логопед.  При необходимости проводится дифференциация — работа по различению в речи смешиваемых звуков.

Большинство родителей волнует лишь неправильное звукопроизношение ребенка, и очень редко обращается внимание на недоразвитие лексической и грамматической стороны речи. Но не забывайте о том, что все стороны речи дошкольника формируются, развиваются и функционируют в единстве и неразрывно связаны между собой. Нарушение одного звена ведет за собой недоразвитие другого, например недостатки устной речи часто проявляются на письме (то есть ребенок пишет так же неправильно, как и говорит).

Поэтому во время занятий важно корректировать звукопроизношение, обогащать словарь, формировать грамматические категории рода, числа, падежа, времени, вида), развивать связную речь и все психические процессы (мышление, память, внимание) в целом.

Обычно логопеды дают советы относительно форм работы, которые вы можете использовать в домашних условиях. Такие занятия дадут ребенку первые представления о звуке, слоге, слове, предложении, помогут всесторонне развиваться. Они не требуют ни специальной подготовки, ни значительных усилий.

Однако, лишь механическое заучивание слов не обогатит активный словарь детей. Для занятий необходимы предметные и сюжетные картинки, разнообразные лото, детские книги и журналы.

Во время игровых заданий целесообразно использовать предметы повседневного обихода (игрушки, посуда, одежда, бытовые приборы и т.п.), познакомить дошкольников с их названиями и назначением.

Особое внимание обращайте на падежные, родовые и числовые окончания существительных и глаголов (нож-ножи-ножом — пять ножей; ложка-ложки-ложкой — семь ложек; Валя читал книгу — Валя читала книгу; девочка рисует — девочки рисуют), на образование новых слов с помощью составления основ, добавления суффиксов или приставок (овощи + резать = овощерезка; пере- + ехать = переехать). При усвоении именно таких форм у детей возникает больше всего трудностей.

Полезно проводить игры на природе, обогащая знания дошкольников об окружающем мире. Стремитесь побуждать детей к рассказам о том, как прошел день в детском саду, в какие игры играли, о чем интересном узнали, кого или что видели на прогулке. Пусть малыш поделится впечатлениями от просмотренного мультфильма или прочитанной сказки.

Ежедневно ребенок должен услышать от вас сказку, басню, рассказ или стихотворение. Изучайте с малышом наизусть небольшие стихотворения, отгадывайте загадки, повторяйте скороговорки, анализируйте вместе смысл пословиц и поговорок. Такая комплексная работа позволит достичь положительных результатов.

Чтобы детям было интересно, обязательно учите их в форме игры. Ведь игра — спутник детства, ведущая деятельность, во время которой корректируется и развивается детская речь и личность в целом.
Какую игру выбрать, чтобы она была не только интересной, но и полезной для ребенка? Как методически правильно организовать и провести ее, следуя определенной системе?

Во время проведения всевозможных речевых игр вам помогут предложенные правила, которые были выведены, опираясь на методику А. Барташникова:

1. Помните, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается интенсивно, а главное – это самое подходящее время для преодоления речевых недостатков. Поэтому чем раньше вы обратитесь за помощью к специалисту, тем быстрее ребенок овладеет правильной речью.

2. Организуйте постоянное, хорошо освещенное рабочее место. Аккуратно и удобно разместите игровой материал, уберите со стола лишние вещи, выключите радио и телевизор, посмотрите на часы, чтобы сориентироваться, сколько времени продлится занятие — игра.

3. Не забывайте, что ребенок только начинает учиться правильно говорить, и ваша задача — помочь ему в этом. Во время выполнения игровых заданий у ребенка (особенно на начальных этапах) могут возникать трудности. Не акцентируйте внимание на этом, не упрекайте, когда у него что-то не получается, если но чего-то не умеет. Не повторяйте за малышом неправильное произношение звуков. Разговаривайте с ним только правильно и своевременно исправляйте ошибки.

4. Каждый ребенок — индивидуальность. Его развитие происходит по собственным законам. Поэтому не сравнивайте своего ребенка со сверстниками, которые, возможно, опережают его в своем развитии. Сравнивайте ребенка с его же результатами, достигнутыми ранее. Отмечайте положительную динамику.

5. Никогда не отказывайте ребенку в просьбе поиграть с ним. Сначала сами ознакомьтесь с содержанием игры, ее правилами и только потом своими словами объясните ребенку, как играть в эту игру. Если нужно, проведите предварительную беседу. Так вы эмоционально подготовите малыша к игре. Предложите ему стишок, загадку, считалку. Пусть малыш выучит их вместе с вами. Поощряйте словесное творчество детей, побуждайте их к самостоятельному придумыванию считалок к играм. Радуйтесь каждому успеху ребенка вместе с ним.

6. Как можно больше разговаривайте с ребенком, поддерживайте его любопытство. Объясняя, говорите четко, внятно, спокойно. Убедитесь, что малыш понимает значение всех слов. При необходимости в присутствии ребенка обратитесь к словарю.

7. Игровые задания не должны быть слишком простыми (малышу будет неинтересно их выполнять) или сложными (ребенок будет чувствовать неуверенность в своих силах). Подбирайте задания таким образом, чтобы они соответствовали возрастным, речевым и психофизическим возможностям ребенка, были интересными и доступным для восприятия. Фантазируйте, придумывайте собственные варианты игр, аналогичные тем, которые вызывают особые трудности у вашего ребенка. Ведь лучше всего знаете своего малыша именно вы.

8. Помните, что у дошкольников с речевыми нарушениями страдают все психические процессы. Поэтому при выполнении речевых заданий ребенку нужно давать больше времени для размышления. Не следует торопить его с ответом, лучше повторить задание еще раз и только после многократных неудачных попыток намекните, в каком направлении следует искать решение этой задачи (поставьте вопрос, приведите пример решения аналогичной  проблемы, предложите варианты ответов). Проявите свою сообразительность.

9. Может случиться, что ребенок не в состоянии выполнить задачу. Предложите ему облегченный вариант. Если же и он не удается — отложите игру и вернитесь к ней завтра. Когда и в последующий раз малыш не сможет выполнить задание, несмотря на ваши намеки и подсказки, подробно объясните способ решения, предложите сначала легкий, а потом усложненный вариант. Через некоторое время стоит снова вернуться к этой игре, чтобы убедиться, что ребенок действительно хорошо усвоил учебный материал.

10. Не заставляйте ребенка продолжать игру, если у него что-то не получается или он устал. Вследствие принуждения у малыша возникает страх перед возможным наказанием, и вся его энергия уйдет не на умственную работу, а на преодоление нежелания продолжать занятия. Это приводит к тому, что ребенок часто отвлекается, делает много ошибок. Будьте терпеливы, не выражайте отрицательных эмоций, ведь это может привести к еще большему усугублению речевого нарушения — заиканию или неврологическому расстройству. Постарайтесь переключить внимание дошкольника на другой вид работы.

11. Если же уровень развития ребенка не вырос, вы допустили ошибку: повысили требования, использовали слишком сложные игры, привлекая ребенка к игровой деятельности; пользовались авторитарными методами. И это, конечно, негативно сказалось на эмоциональном самочувствии малыша, на его желании общаться с вами в процессе игры, на его инициативности. Проанализируйте свою тактику и устраните препятствия. Запомните золотое правило организации и руководства любой деятельностью ребенка, в том числе и игрой: ребенку должно быть интересно и комфортно! Только при таком условии развитие  всех сторон личности малыша будет полноценным.

12. Отмечайте все достижения ребенка во время игры. Не будьте равнодушными и пассивными. Старайтесь объективно оценивать своего ребенка, отмечать сильные и слабые черты его характера. Только так вы сможете выявить пути использования одних и корректировки других.

13. Учите с помощью активного действия и живого непринужденного общения. Именно так ребенок научится правильно разговаривать, овладевает движущими факторами  развития — тремя «само»: самоконтролем, самооценкой,  самосовершенствованием.

14. Не стесняйтесь обращаться за помощью к логопеду. Ведь только благодаря сотрудничеству логопеда и родителей, использованию интересных и доступных видов работы у детей нормализуется процесс овладения речью.

Речевая игра, при умелом руководстве со стороны взрослых, способна творить чудеса. Ежедневно проводя игры со своим ребенком, вы убедитесь, что именно игра для него — самое эффективное средство обучения и воспитания, коррекции и развития речи, личности в целом.

Продолжайте активно искать ответы на проблемные вопросы, общаться с малышом на родном языке, развивать познавательный интерес, любознательность. Помните, что процесс обучения речи ребенка не может основываться на простых однозначных и готовых рецептах. Его конечный успех во многом определится вашим творческим подходом к предлагаемому материалу. Уважаемые родители, не надейтесь на быстрый эффект в обучении, ведь малыш только начинает знакомиться с родным языком.

Следовательно, родители, от вас зависит будущее ваших детей. Вы должны набраться терпения, заинтересовать ребенка и, таким образом, включить его в целенаправленную работу. Только в сотрудничестве с ребенком вы сможете достичь желаемого: научить отличать правильное звукопроизношение от дефектного, сформировать навыки самоконтроля за собственной речью, обогатить словарный  запас, развивать связную речь, развить внимание, память, интеллект, подготовите к успешному обучению в школе.

Получайте новые статьи прямо на почту! Введите e-mail:

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Запись опубликована в рубрике Дошкольники, игры, публикации моих коллег с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>