Поможем малышам! Использование опорных схем для заучивания стихов
учитель- логопед
детский сад
комбинированного типа
№ 11 «Колокольчик»
Авдеевского Городского совета
Донецкой области
На фронтальных логопедических занятиях используются скороговорки, стихи, чистоговорки, и нам всегда хочется, чтобы дети сразу их запоминали. Но детям с нарушением речи трудно изучить незнакомый текст. Поэтому, для облегчения этого процесса, а также для большей заинтересованности детей, применяю опорные схемы.
Сначала педагог читает стихотворение и выставляет опорные картинки-схемы на определенные слова по тексту. Поочередно показывая на каждую картинку-схему, педагог просит детей вспомнить стихотворение. Затем дети рассказывают его. По окончании педагог переворачивает картинки-схемы через одну тыльной стороной и предлагает одному из детей воспроизвести стихотворение. При возникновении трудностей ребенок может перевернуть схему и, используя зрительную опору, восстановить содержание.
После успешного заучивания можно перевернуть все картинки-схемы. В конце занятия или на следующий день проводится более сложный вид работы. На доске в свободном порядке выставляются опорные схемы к стихотворению. Дети располагают карточки в нужной последовательности согласно текста и рассказывают стихотворение.
После того, как все дети хорошо знают стихотворение, проводится логоритмическое упражнение: рассказывание стихотворения сопровождается движениями , которые передают содержание текста.
Все это способствует развитию речи, внимания, памяти детей. Выполняя эти упражнения, ребенок задействует все анализаторы: слух, зрение, речь и движение.
Начинать учить стих надо с простейшего к более сложному. Далее дети очень легко справляются со стихами любой сложности, сами придумывают схемы, двигательные упражнения, выделяя основную признак предмета.
Задача усложняется чтением стихотворения всей группой в темпе, который задает педагог. Можно использовать и очень медленный темп, можно читать с ускорением. Темп выбирает педагог, в зависимости от сложности стиха (скороговорки) и от возраста детей в группе.
Такие «заучивания» стихов могут стать «изюминкой» языкового занятия на любую тему. Остается только правильно подобрать стихотворное произведение и верно вы пользоваться его на занятии.
Этот вид работы, во-первых, поднимает настроение, во-вторых, помогает активизировать дыхание, в-третьих, способствует раз витию речи, творческой деятельности и внимания. А если еще подключаются движения, то активизируется и общая моторика, мелкая моторика рук, а также вырабатывается ловкость. И, наконец, работа — заучивание текстов превращается в игру.
Пример:
Большие штанишки.
Большие штанишки
У маленькой мышки.
Падал снег на порог,
Кот слепил себе пирог.
Пока жарил, пока пёк,
а пирог водою стёк.