Постановка шипящих звуков

Постановка шипящих звуков

чайная ложка

Для постановки шипящих можно использовать черенок чайной ложки

К 4м годам ребёнок обычно правильно произносит шипящие звуки.  В этом возрасте стоит начать их постановку, если они ещё не появились.

О правильной артикуляции и нарушениях произношения шипящих  звуков (Ш, Ж, Щ, Ч, )  можно прочитать здесь.

Для того,  чтобы подготовить мышцы языка к произношению шипящих  звуков, выполняются определённые артикуляционные упражнения.

Для губ:  округление, вытягивание губ вперёд. Это упражнения типа «Трубочка», « Бублик».

Для языка:  Упражнения на подъём языка вверх, те же, что и для звука Р, выработка направленной воздушной струи вверх «Фокус», «Чашечка»  языком  вне рта, во рту.

Постановка звука Ш (он базовый в группе шипящих  звуков)

постановка звука Ш

Зонд для постановки шипящих звуков

1.От «Чашечки». Ребёнок делает «Чашечку» в ротовой полости. При этом ему предлагается сильно подуть на кончик языка.  При боковом сигматизме придерживаем щёки ребёнка, губы утрированно выпячиваются.

2.  По подражанию со зрительным., кинестетическим и слуховым контролем.  Ассоциируем с неречевым звучанием (как шипит змея и т.п.)

3.  Механическим способом при помощи зонда (петелька), шпателя или при помощи других подручных средств, заменяющих зонд.  Главное, чтобы  подручные средства были не опасны и не могли травмировать артикуляционный аппарат  ребёнка. Можно использовать черенок чайной ложки.  При помощи зонда или шпателя язык поднимается за верхние зубы. Лучше, если этим  будет заниматься логопед.

4.  Постановка  от других правильно произносимых звуков.

- от звука С: произнося С, поднимать кончик языка вверх;

- от звука Т верхней артикуляции: произнося Т, сильно выдохнуть воздух;

Постановка звука Ж

Звук Ж ставится от звука Ш путём озвончения. Так же звук Ж можно поставить по аналогии со звуком Ш от звуков З, Д.

Постановка звука Щ

1.От звука Сь. Произнося СЬ, приподнять язык вверх.

2. От звука Ш.  Произнося Ш, продвигать язык чуть вперёд.

3. От звука Ш ( второй способ).  Ребёнок произносит Ш, логопед нажимает пальцем в ямку под подбородком ребёнка, чем вызывает приподнимание средней части спинки языка.

4. Произнесение сочетания звуков АШЧ в быстром темпе.  При этом автоматизируется с обратного слога (АЩ, ЭЩ…)

Постановка звука Ч

1. От звука Ть. Ребёнок произносит звук ТЬ, при этом кончик языка шпателем (зондом, черенком ложки) чуть отодвигается назад. Или подобным образом Ч ставится от слога АТ Ь.

2.  Быстрое произнесение сочетания звуков АТЬЩ.

Логопедам!

Добавляйте свои способы постановки шипящих звуков в комментариях или напишите, какие способы постановки шипящих Вы обычно используете.

Если Вы сочли данную информацию полезной, делитесь с друзьями в социальных сетях. Если есть вопросы по теме, пишите в комментариях. Ваш логопед онлайн, Перфилова Наталья Владимировна.

Получайте новые статьи прямо на почту! Введите e-mail:

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Запись опубликована в рубрике Дошкольники, нарушения речи, школьники с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>