Постановка свистящих звуков

Постановка свистящих звуков

постановка звука с

Зонд для постановки свистящих звуков

К 3м годам ребёнок обычно правильно произносит свистящие звуки С, СЬ, З, ЗЬ, а к 4 годам появляется Ц.  В противном случае можно ему эти звуки поставить.

О правильной артикуляции и нарушениях произношения свистящих звуков (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц)  можно прочитать здесь.

Для того, чтобы подготовить мышцы языка к произношению свистящих звуков, необходимо выполнять определённые артикуляционные упражнения. Причём комплекс артикуляционных упражнений для подготовки к постановке свистящих звуков может выбираться в зависимости от вида сигматизма. Это могут быть как  упражнения общей артикуляционной гимнастики для свистящих, так и  специальные комплексы для коррекции  бокового сигматизма или для укрепления круговой мышцы рта при межзубном сигматизме.  Родителям можно попытаться самостоятельно поставить свистящие  при их отсутствии, но если звуки есть, но они искажаются, стоит обратиться к логопеду.

Постановка звука С (он базовый в группе свистящих звуков)

1. От сформированного с помощью артикуляционной гимнастики правильного беззвучного уклада С:  губы в улыбке, между зубами небольшая щель, кончик языка  за нижними зубами… предлагаем при этом укладе подуть на нижнюю губу, контролируем артикуляцию в зеркале, так же контролируем тыльной стороной ладони холодную воздушную струю.

2.  По слуховому и зрительному подражанию правильной артикуляции и звучанию звука С у взрослого (такой   вариант можно попробовать, если звук вообще отсутствовал в речи).

3.  Механическим способом при помощи зонда (см иллюстрацию) или при помощи других подручных средств, заменяющих зонд.  Главное, чтобы  подручные средства были не опасны и не могли травмировать органы артикуляции ребёнка.  Обычно при помощи зонда создаётся желобок посредине языка. Лучше, если этим  будет заниматься логопед.

4.  Постановка  от других правильно произносимых звуков.

- от звука Ф: произнося Ф, нижнюю губу, прижимать к резцам и чуть отодвинуть вниз;

- отзвука И: шёпотом произносим звук И и, не меняя артикуляции,  дуем на кончик языка;

- от звука Ш: произнося Ш, опустить кончик языка за нижние зубы;

- от звука Т: подуть на язык, произнося Т, чтобы ветерок погулял по спинке языка, а на ладони ощущалась  холодная воздушная струя.

Можно предложить ребёнку «наступить»  кончиком языка на палец взрослого (палец под подбородком) Это помогает удерживать язык внизу.

Есть некоторые особенности постановки и автоматизации свистящих при боковом сигматизме. Язык при этом в положении «горбатый мостик», кончик языка у нижней десны, губы в улыбке. Ребёнок выдыхает на язык, при этом важно следить, чтобы щёки не раздувались. Должен появиться звук, напоминающий С. В дальнейшем, постепенно уменьшаем утрированное выгорбливание  языка,  сближаем верхние и нижние зубы.  Автоматизацию при боковом сигматизме стоит начать от стечения со звуком Т (ста, стэ…), затем в обратном слоге (ас, ыс…), и наконец в прямых слогах(СА, сэ…).

При шипящем произнесении С, когда язык отодвинут вглубь ротовой полости, используются упражнения на формирование широкого, распластанного языка,  и сначала ставится  межзубный С, который затем переводится за зубы.

Постановка звука З

Звук З ставится от звука С путём озвончения. Так же звук З можно поставить по аналогии со звуком с от звуков В, Ж, Д, И.

Постановка звука Ц

Произнесение звука Т в нижней артикуляции, кончик языка у нижней десны, при этом надо одновременно  отодвигать язык назад: Т-С.

2. Быстрое произнесение сочетания звуков (АТС)

Автоматизируют Ц обычно с обратных слогов (АЦ, ЫЦ…)

Логопедам!

Добавляйте свои способы постановки свистящих звуков в комментариях или напишите, какие способы постановки свистящих Вы обычно используете.

Если Вы сочли данную информацию полезной, делитесь с друзьями в социальных сетях. Если есть вопросы по теме, пишите в комментариях. Ваш логопед онлайн, Перфилова Наталья Владимировна.

Получайте новые статьи прямо на почту! Введите e-mail:

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Запись опубликована в рубрике Для специалистов, Дошкольники, нарушения речи с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>