Презентация «Профилактика дислексии у старших дошкольников с ОНР»
Иванова Ирина Борисовна
учитель-логопед
МАДОУ №112
г. Мурманск
Одним из приоритетных направлений в практике учителя-логопеда является пропедевтика нарушений чтения и письма. Неоспоримым признан тот факт, что между недоразвитием речи и дислексией существует тесная взаимосвязь.
Каждый вид дислексии имеет свои характерные особенности – комплекс ошибок, допускаемых ребёнком при чтении, а у детей с ОНР чаще всего присутствуют все виды дислексий в комплексе.
Для предупреждения дислексии необходимо соблюдать такие условия как ранняя диагностика и выбор наиболее эффективных методов и приёмов коррекционного воздействия.
В основе коррекционной работы с детьми с ОНР по профилактике дислексии лежит звуковой аналитико-синтетический метод. Работа рассчитана на два года и делится на два этапа:
I ЭТАП - безбуквенный период. Учим детей выполнять звуковой анализ и синтез закрытых и открытых слогов, слов с этими слогами.
II ЭТАП — буквенный период. Дети учатся проводить звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов, анализировать предложения.
На первом этапе работа начинается с развития у дошкольников психических процессов: внимания, слуховой и зрительной памяти, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве.
Поскольку дошкольникам с тяжёлыми нарушениями речи характерны такие ошибки при обучении чтению как замены, пропуски, перестановки букв и слогов, что обусловлено недостатками произношения и неумением анализировать звуковой состав слова, то основной целью на данном этапе является развитие произношения и навыков звукового анализа и синтеза.
На втором буквенном этапе обучения дети знакомятся с графическим образом буквы и совершенствуют навыки звукового анализа и синтеза слов с последующей буквенной записью.
Также рекомендованы компьютерные игра с сайта «Уроки Мудрой Совы».
Презентацию можно использовать для ознакомления педагогов с данной темой на педагогических советах.