Психологическое обследование дошкольника. Пример используемых методик, протокола обследования и заключения

Психологическое обследование дошкольника. Пример используемых методик, протокола обследования и заключения

логопед ГорбенкоГорбенко Марина Александровна

учитель-логопед

специальный психолог

МАДОУ детский сад № 166

г.Хабаровск

Лиля И., 5,5 лет

Используемые методики:

- методика «Найди свою ячейку». Направлена на выявление уровня восприятия, а также умения  дифференцировать и соотносить цвета.

Инструкция:

1. «Посмотри на картинку, у каждого ребёнка есть цветочек, скажи, каким цветом цветочек  этого мальчика? <…у этой девочки?…>»  и т.д.

2. «Посмотри, у каждого ребёнка есть своя ячейка, помоги ребятам найти свои ячейки»

- методика «Найди своё полотенце». Направлена на выявление умения  выделения   признаков  формы, их дифференциации и соотнесения.

- методика «Рассеяный художник». Направлена на выявление уровня восприятия и внимания, а также методика, направленная на выявление уровня опосредованного запоминания.

Инструкция:

1.«Посмотри внимательно на картинку и запомни её»

2.При предъявлении такой же картинки, но уже  без изображённых на ней ветки, собаки, кошки и сороки: «Посмотри, что изменилось?»

- методика «Запомни и покажи».  Направлена на выявление уровня зрительной памяти и процессов динамики переключаемости.

Инструкция:

1. «Сейчас  я покажу тебе  картинки, ты их запомни. А теперь из всех картинок выбери те, которые я тебе показывала, а остальные отдавай мне»

2. .«Теперь я тебе покажу уже другие картинки, а ты их запомнишь.  Покажи мне, какие картинки мы с тобой сейчас запоминали?»

- методика «Матрицы Равена». Направлена на выявление уровня логического мышления.

 Инструкция:

«Посмотри на картиночку. Это у нас коврик. Видишь, в нём есть дырочка? Найди заплаточку для коврика, чтобы дырочки не было видно»

- методика «Четвёртый лишний». Направлена на выявление аналитико-синтетического уровня мышления.

- методика «Помоги найти дорогу в школу». Направлена на выявление уровня наглядно-действенного мышления.

Инструкция: «Помоги мальчику найти дорогу в школу. Проведи карандашиком по дороге, не задевая краешков».

- методика «Выучи слова». Направлена на выявление уровня слуховой памяти ребёнка.

- методика «Дом. Дерево. Человек». Направлена на исследование личности.

 Протокол обследования

Описание действий ребёнка:

1. Синий и оранжевый цвет названы не были, остальные цвета были названы верно,  при соотношении была допущена одна ошибка – красный цвет соотнесла с оранжевым, при соотнесении других цветов трудностей не возникло.

2. Из предложенных геометрических фигур были верно названы квадрат и круг, другие геометрические фигуры ребёнок не назвал, все фигуры были верно соотнесены.

3. Ребёнок верно и без затруднений подобрал недостающий «кусочек» картинки.

4. Ребёнок верно подобрал недостающий «кусочек» картинки, потратив на это около 6 секунд, то есть, были некоторые сомнения по поводу того, какого фрагмента не хватает.

5. Недостающий «кусочек» был подобран неверно.

6. Недостающий «кусочек» был подобран неверно.

7. Недостающий «кусочек» был подобран неверно.

8. Недостающий «кусочек» был подобран не сразу, но верно.

9. Посмотрев на картинку и запомнив её, девочка правильно назвала все предметы, которых не хватало на втором варианте подобной картинки, но назвала не все сразу, а постепенно вспоминая. Общее время, ушедшее на выполнение данного задания, заняло не больше 40 секунд.

10. Девочка увидела,  чего не хватает на рисунке, и верно назвала недостающую часть рисунка (зубчики у расчёски).

11. Девочка увидела,  чего не хватает на рисунке, и верно назвала недостающую часть рисунка (колесо у велосипеда).

12. Девочка не увидела,  чего не хватает на рисунке, и не назвала недостающую часть рисунка (ножка дивана).

13. Девочка увидела,  чего не хватает на рисунке, и верно назвала недостающую часть рисунка (рукав у шубки).

13. Девочка увидела,  чего не хватает на рисунке, и верно назвала недостающую часть рисунка (ухо у осла).

14. Ребёнку были показаны картинки и названы понятия, которые, по договорённости, будут обозначать эти картинки («пирамидка» — игра; «лопата» — работа»; «слива» – компот; «снеговик» — зима; «дерево» — лес; «зубная паста» — зубы).  Затем предлагалась картинка, и девочка должна была назвать слово, которое мы запоминали на эту картинку, четыре из шести слов были названы, затем перед ребёнком были разложены все картинки и называлось «слово-определение», нужно было найти верную картинку.  С этим заданием девочка с лёгкостью справилась.

15. Из набора карточек с картинками были выбраны три карточки, которые  ребёнку нужно было запомнить, а потом найти их в общей массе, затем были выбраны пять карточек с другими картинками, которые так же надо было найти среди других карточек. Обе части задания были выполнены верно, и никаких затруднений у ребёнка не вызвали.

16. Серия картинок «четвёртый лишний», ребёнок неправильно выбрал лишнюю фигуру, аргументировав тем, что «этот красный» (надо было выбрать тот квадрат, который был больше других).

17. Серия картинок «четвёртый лишний», девочка правильно определила лишнюю фигуру и верно аргументировала свой выбор «потому что зелёный» (остальные красные).

18. Серия картинок «четвёртый лишний»,  девочка правильно определила лишнюю фигуру (треугольник, остальные квадраты), но не смогла аргументировать свой выбор. Возможно, при выполнении заданий по серии картинок «четвёртый лишний», инструкция была понята ребёнком не сразу.

19. Ребёнку было предложено «провести» девочку к школе, ведя ручкой по дорожке от девочки до школы, не выходя за линии дорожки. Девочка с заданием справилась, нахождение «правильного пути» также не вызвало затруднений.

20. Ребёнку были названы 10 слов, и была дана инструкция запомнить их, после чего он должен был повторить те слова, которые запомнил. Затем все слова были назвали ещё раз, и девочка опять должна была повторить все те, которые запомнила. И так четыре раза. При первом запоминаний ребёнком были верно воспроизведены 2 слова, при втором запоминании – 2 слова, при третьем запоминании – 6 слов, при четвёртом запоминании – 9 слов.

21. Проективная методика. Ребёнку было предложено нарисовать дом, дерево и человека. Девочка согласилась, охотно приступила к выполнению задания. Сначала было нарисовано дерево, затем дом, нарисовав данные объекты, ребёнок объяснил что «это дерево, это дом». Затем был нарисован человек, после чего было нарисовано ещё три человека.

На протяжении выполнения всех заданий у ребёнка присутствовал интерес к предлагаемым заданиям.  Девочка охотно приступила к выполнению заданий и в ходе всего обследования работоспособность ребёнка оставалась на том же уровне что и в начале обследования.

Заключение по результатам психологического исследования

Внешний вид ребёнка аккуратный, в ходе обследования шёл на контакт, проявлял интерес и инициативу, был усидчив, работоспособность средняя, не менялась во время обследования.

По результатам обследования было выявлено, что ребёнок не всегда понимает инструкцию и цели задания, не всегда способен установить опосредованные связи и использовать их при воспроизведении. Умеет выделять признаки формы, из основных геометрических фигур знает и называет квадрат и круг, способен дифференцировать и соотносить цвета, знает название основных цветов (кроме синего и оранжевого). Не может исключать предметы и понятия не подходящие к  другим в предложенной группе, не может установить закономерность. Не всегда использует понятия, имеющиеся у него в пассивном словаре, присутствует тяжёлый дефект речи.

Отмечается средний уровень мышления. Не всегда может выделить существенные признаки предметов и явлений. Исключает, обобщает, группирует в грубом подборе объектов, нуждается в помощи при аргументации выбора. Выделяет явные различия между объектами (выделение сходства вызывает затруднения). Способен к установлению простейших причинно-следственных связей и закономерностей. Навыки мыслительной деятельности недостаточно устойчивые. Слабовыраженная способность к установлению и построению элементарных умозаключений. Мышление несамостоятельное. Не всегда использует помощь. Выполняет простые вербальные задания.

Объём внимания широкий (4-5 объектов воспринимаются одновременно). Внимание устойчивое (отсутствуют отвлечения). Высокая концентрация, лёгкая переключаемость. Высокая работоспособность.

Ребёнок обладает высоким уровнем памяти (зрительная память — до 6 образов, слуховая память – до 10 слов). Точное и прочное запоминание. Полнота воспроизведения. Запоминает смысловое содержание. Память произвольная.

Наблюдается адекватный характер эмоциональных реакций (реакции соответствуют возрасту).

Таким образом, можно сделать вывод о среднем  уровне психического развития ребёнка.

Рекомендации: в первую очередь, ребёнку необходима помощь логопеда, при её отсутствии помощь других специалистов будет малоэффективна.

Рекомендации психологу: уровень мышления у ребёнка находится на более низком уровне развития, относительно других психических процессов, таким образом, большее внимание следует уделять развитию мыслительной деятельности.

Рекомендации родителям: постарайтесь перенести полученные ребёнком на занятиях навыки мыслительных операций в жизнь, помогая решать ему несложные задачки не на занятиях с картинками, а в реальных ситуациях с предметами, встречающимися в повседневной жизни.

Прогноз: при выполнении рекомендаций, прогноз психического развития ребёнка достаточно благоприятный, при невыполнении рекомендаций, и отсутствии занятий с ребёнком таких специалистов, как логопед и психолог, прогноз может быть неблагоприятен.

Получайте новые статьи прямо на почту! Введите e-mail:

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Запись опубликована в рубрике Для специалистов, Дошкольники, публикации моих коллег с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>