Ринолалия или гнусавость.

Ринолалия или гнусавость.

ринолалияРинолалия у детей и взрослых встречается не так уж и редко. Справиться с этим речевым нарушением поможет логопед. В этой статье я постараюсь рассказать о том, что такое ринолалия, её формах, симптоматике и направлениях коррекционной работы.

Ринолалия (гнусавость)

Это патологическое изменение тембра голоса и искажение произношения звуков речи в результате нарушения нормального участия носовой полости в процессе речеобразования. Если нарушается только тембр голоса (приобретает назальный оттенок), а артикуляция звуков не нарушена, то такое нарушение голоса носит название ринофония.

В русском языке есть деление звуков по участию в их образовании носовой полости. 4 звука носовые (это соноры М, МЬ, Н, НЬ), остальные звуки ротовые. Носовая полость в образовании ротовых звуков участия принимать не должна. В норме ротовая полость отгорожена от носовой.

Мягкое нёбо это активный орган, и оно является своеобразной дверцей между ротовой и носовой полостью. При необходимости мягкое нёбо может подниматься и закрывать проход в носовую полость, а может опускаться и открывать этот проход, если это необходимо.

В случае ринолалии нормальное участие носовой полости в процессе речеобразования нарушается двояко. В первом случае выдыхаемая струя воздуха может направляться через нос при произнесении всех звуков (носовых и ротовых), в результате чего возникает излишнее резонирование носовой полости. Это открытая ринолалия.

Во втором случае выдыхаемая струя воздуха при произнесении всех звуков направляется через рот, в результате этого возникает недостаточное резонирование носовой полости (М звучит как Б, Н звучит как Д). Такая ринолалия называется закрытой.

Также выделяется смешанная ринолалия, которая обусловлена утечкой воздуха через нос с одновременным уменьшением носового резонанса и проявляется она в комбинации нарушений характерных как для открытой, так и для закрытой ринолалии одновременно.

Открытая ринолалия.

Симптомы:

- изменение положения и активности языка (он оттянут кзади, спинка резко выгнута, напряжена, кончик слабо выражен);

- нарушение деятельности мышц, осуществляющих движение мягкого нёба (либо пассивно провисает, либо малоподвижно);

- изменено взаимодействие между артикуляционными и мимическими движениями, что приводит к возникновению излишних движений лицевой мускулатуры при речи;

- нарушение речевого дыхания (речевой выдох неравномерный); — тотальное нарушение звукопроизношение (все звуки речи произносятся с носовым оттенком, особенно страдают гласные, артикуляция же согласных сдвигается кзади)

Виды открытой ринолалии

Самую большую группу составляют органические открытые ринолалии на почве врождённых расщелин. В этом случае родители знают о проблемах ребёнка с самого рождения. Коррекционная работа осуществляется только комплексно медико-психолого-педагогическими средствами.

Медицинское воздействие направлено на механическую нормализацию строения артикуляционного аппарата, психологическое воздействие направлено на предупреждение или коррекцию нарушений развития личности и педагогические (логопедические) средства направлены на преодоление непосредственно речевого дефекта. Логопедическая работа по коррекции этой формы ринолалии осуществляется как в дооперационный, так и в послеоперационный период.

Также встречаются открытые органические ринолалии центрального характера. Проявляется в тех же симптомах, что и предыдущая форма, но при такой ринолалии никаких нарушений в строении органов артикуляции нет. Эта форма обусловлена параличами и парезами мышц мягкого нёба.

Вследствие паретичности мышц мягкое нёбо пассивно, провисает и не выполняет своей основной функции. Коррекционная работа так же проводится комплексно, но в данном случае медицинская коррекция осуществляется неврологом.

И, наконец, функциональная открытая ринолалия, которая обусловлена чаще всего снижением тонуса мягкого нёба при подражании назализованной речи. Она встречается гораздо реже, чем органическая и представляет определённые трудности для дифференциальной диагностики. Коррекция логопедическая, иногда требуется психологическая или психотерапевтическая помощь.

Закрытая ринолалия

Симптомы:

- Носовые звуки М, МЬ,Н, НЬ звучат как ротовые Б, БЬ, Д, ДЬ, в речи нет противопоставления звуков по участию носовой полости, что влияет на общую разборчивость;

- Гласные звуки так же звучат не очень естественно из-за оглушения.

Виды закрытой ринолалии

Органическая закрытая ринолалия. При этой форме речевой дефект обусловлен анатомическими нарушениями в области носа, зева, носоглотки и в зависимости от того, где расположены эти анатомические дефекты она подразделяется на переднюю и заднюю.

Передняя органическая закрытая ринолалия может быть вызвана гипертрофией слизистых оболочек носа, полипами в носовой полости, опухолями носовой полости, искривлением носовой перегородки. Все эти аномалии препятствуют свободному прохождению воздуха через нос.

Задняя органическая закрытая ринолалия может быть вызвана аномалиями в области зева и носоглотки: аденоидными разращениями, срастанием мягкого нёба с задней стенкой глотки.

Коррекция начинается с устранения причины непроходимости носовой полости. Прежде всего требуется консультация отоларинголога. В некоторых случаях потребуется хирургическое вмешательство. После устранения непроходимости носовой полости нужна логопедическая коррекция, но она потребует меньше времени и усилий, чем при открытой ринолалии.

Функциональная закрытая ринолалия. В этом случае нет никакого нарушения в строении органов артикуляции. Она может быть вызвана подражанием дефектной речи, недостаточностью слухового контроля. Коррекция только логопедическая.

Смешанная ринолалия.

При этой форме присутствует комбинация факторов, вызывающих как открытую, так и закрытую ринолалию. Поэтому при её устранении применяется комбинированный метод коррекции, с преобладанием тех упражнений, которые связаны с более ярко выраженной формой ринолалии.

Логопедическая работа по устранению ринолалии.

Она включает общие направления независимо от формы, но осуществляться будет по-разному. Направления логопедической работы при ринолалии:

- нормализация речевого дыхания;

- нормализация голосообразования;

- формирование правильного произношения звуков;

- развитие фонематического восприятия и дифференциации звуков и на их основе развитие фонематического анализа и синтеза.

В этой статье я постаралась затронуть основные вопросы, которые касаются такого речевого нарушения, как ринолалия. Если ребёнок гнусавит, не ждите, что это само рассосётся.

Начните с посещения отоларинголога, чтобы выявить причину такой особенности речи, так как в большинстве случаев сначала потребуется медицинская помощь. С визитом к логопеду так же не затягивайте, потому что без логопедической работы в данных случаях не обойтись.

Если у вас остались вопросы по этой теме, пишите в комментариях. Если эта информация оказалась для вас полезной, поделитесь с друзьями.

Получайте новые статьи прямо на почту! Введите e-mail:

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Запись опубликована в рубрике Дошкольники, нарушения речи с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>