Задержка речевого развития (ЗРР)

Задержка речевого развития (ЗРР)

задержка речевого развитияЗадержка речевого развития (ЗРР),  с  таким  заключением врачей и логопедов в последнее время сталкивается всё большее число родителей. В этой статье мы рассмотрим поподробнее, что такое ЗРР и что необходимо делать, если   у вашего ребёнка задержка речевого развития.

Задержка речевого развития (ЗРР).

Понятие подразумевает временное отставание развития речи в целом или отдельных  её функций.  Такое речевое заключение может быть поставлено ребёнку до 3-4 лет.  Если  малыш старше, то это уже будет, как правило, общее недоразвитие речи.

На практике приходится сталкиваться с тем, что заключение задержка речевого развития  встречается в карточках детей с более серьёзной патологией, хотя такого быть не должно.  ЗРР часто пишут аутистам, алаликам, детям с

интеллектуальной недостаточностью. Конечно же все эти дети имеют проблемы с речью, но это не  задержка речевого развития и подходы в тех случаях должны отличаться, быть более серьёзными.

Нередко,  только  работая с ребёнком, у которого подозревалась задержка развития речи, можно заподозрить более серьёзные  речевые, психические  или интеллектуальные проблемы.  Поэтому, если у вашего ребёнка ЗРР, не ждите, что оно само рассосётся. Предпринимайте активные действия, занимайтесь с логопедом или сами по рекомендациям логопеда.

Консультируйтесь с другими  специалистами, если нет динамики  речевого развития. Пока ребёнок мал, очень многое можно скорректировать.

Что должно насторожить родителей  и может быть признаком  задержки речевого развития

Малыш до 3 месяцев:

- не реагирует на звуки;

- не гулит и не агукает.

Малыш 4-7 месяцев:

- остаются проблемы предыдущего периода;

- не привлекает внимание взрослых голосом, за исключением, использует громкий плач;

Малыш 8-12 месяцев:

-  на звуки реагирует неохотно и вяло;

- нет лепета, не пытается повторить простые слоги и около года слова;

- нет понимания обращённой речи;

- нет радости, когда взрослые общаются или играют с малышом.

Как развивается речь у ребёнка  на первом  году жизни в норме смотрим  здесь

Малыш 1-2 года:

- остаются проблемы с пониманием обращённой речи (не показывает части тела, персонажей на картинках в книжке);

-  у ребёнка ближе к 2 годам в речи в основном лепетные, аморфные слова (би-би, ням, гу);

- не появляется к 2 годам простейшая фраза (дай пить, идём гулять и т.п.)

Как развивается речь у ребёнка  на втором году жизни в норме смотрим  здесь

Малыш 2-3 года:

-не очень охотно идёт на речевой контакт с окружающими;

- остаются проблемы с пониманием речи (не может выполнить простую инструкцию)

- не знает названия основных цветов;

- в речи в основном звукоподражания, но  по просьбе затрудняется их повторить за взрослым;

- простая искажённая фраза появляется после 2,5 , к 3 годам. Если к 3 годам у ребёнка вообще отсутствует речь, то это может свидетельствовать об очень серьёзных проблемах в развитии ребёнка.  В этом случае не стоит затягивать с визитом к специалистам (для начала к неврологу и логопеду).

Как развивается речь у ребёнка  на третьем  году жизни в норме читайте здесь

Малыш 3-4 года:

- грубо нарушена слоговая структура слова (слова усекаются до 1-2 слогов, множественные перестановки слогов);

- в речи множественные нарушения звукопроизношения (замены, пропуски звуков, даже включая звуки простой артикуляции (звуки Р, Л, шипящие ребёнок при  нормальном речевом развитии может пока не произносить), речь малопонятна, вне контекста не понятна вообще);

-  только более-менее начинает понимать обращённую речь, показывать на картинке простые предметы;

-  путает названия основных цветов или вообще их не называет, не знает названия простых форм(круг, квадрат).

Как развивается речь у ребёнка  после трёх лет  в норме читайте здесь.

Всё, что было перечислено выше,  может являться признаком задержки речевого развития. На это стоит обратить своё внимание  и внимание специалистов. Если ребёнок мал (до 2 лет) надо обратиться  к неврологу. После 2-2,5 лет можно показаться и логопеду.

Если логопед не возьмёт ребёнка на занятия, что вполне вероятно, он может дать рекомендации подходящие именно для вашего малыша.

Логопедическая работа по коррекции задержки речевого развития прежде всего направлена на обогащение и активизацию словарного запаса, на формирование простейших грамматических форм, на формирование элементарной связной речи.

Этим под руководством специалиста могут заниматься  родители.  Причём ,  регулярные занятия  с мамой или папой, органично включённые в повседневную жизнь,  могут оказаться более эффективны, чем   занятия логопеда с малышом, обделённого вниманием родителей.

Как заниматься родителям с ребёнком с  задержкой речевого развития

Занятие  здесь понятие условное. Упражнения с ребёнком  ни в коем случае не должны напоминать уроки или занятия в детском саду за столами.  Все рекомендуемые действия  должны органично включаться в повседневную жизнь малыша.

1.  Окружению ребёнка стоит избегать таких слов, как  скажи, повтори.  У крохи с задержкой речевого развития часто  бывает «аллергия» на такие  просьбы,  и это даёт обратный эффект.

2. Взрослые должны контролировать свою речь.  При общении с ребёнком, у которого проблемы с речью,  следует говорить чётко, не спеша, использовать простые,  короткие фразы, избегать витиеватых оборотов.

3. Все свои действия при малыше взрослому желательно проговаривать, при этом используя одно и то же слово многократно  в разных контекстах. ( Надеваем  сапоги.  Какие красивые сапоги. Покажи, какие у тебя сапоги.  Что это у тебя на ножках? Пауза, чтобы дать ребёнку возможность попытаться сказать, но не надо настаивать. И сами отвечаем: «Сапоги». И так продолжаем, пока ребёнок не потерял интереса к предмету).

4. Используйте ситуации, когда ребёнок чем-то активно заинтересован.  Малыш с большим интересом катает машинку,  и именно  в этот момент с ним стоит говорить о машинке, о том, как она гудит.  Когда малыш принимает пищу,  говорим о еде,  посуде, о том, что именно в этот момент привлекает внимание ребёнка.  Если кроха строит башню, а  вы в этот момент хотите показать картинки в книжке, толку не будет.  Лучше сконцентрироваться на постройке, кубиках, на том , как они падают и всё это надо оречевлять, тогда у вас будет больше  шансов, что  малыш начнёт повторять.

5. Когда вы общаетесь с ребёнком, старайтесь, чтобы вам  ничто не мешало. Особенно негативно действует телевизор, который работает фоном.  Сократите до минимума или вовсе исключите просмотр телевизора ребёнком.

6. Привлекайте внимание малыша к своей артикуляции. Обращайте его  внимание на то, как работают губы, язык.  Можно попытаться делать простейшую артикуляционную гимнастику, обыгрывая её.  Рассматриваем игрушку слона, а потом пытаемся показать, какой у слона хобот, тянем губы трубочкой, хорошо, если поблизости окажется зеркало, и малыш сможет увидеть свой хобот в зеркале.  Играем с котёнком, показываем, как котёнок лакает молоко и т.п.

7.  Развиваем слуховое восприятие.  Привлекаем внимание ребёнка к различным звукам на улице, дома, где угодно.  Учимся различать звуки. Сначала  контрастные, потом более сходные.  Играем со звучащими игрушками: «Угадай, что звучит?», «На чём играю?» , «Угадай, кто позвал?».

8. Развиваем мелкую моторику.  Пальчиковые краски, лепка, игры с пальчиками, массаж пальцев рук  и многое другое стимулирует развитие речи  ребёнка.  Особенно хорошо, если во время этих занятий вы активно оречевляете свои действия и действия ребёнка.

9.  Используйте театрализованную деятельность.  Игры-драматизации очень стимулируют речь малыша. Можно использовать куклы бибабо или пальчиковый театр, а можно разыгрывать представления, используя обычные игрушки. Сначала ребёнок будет просто зрителем, а  затем  он включается  и является актёром в этом театре. Не стоит при этом критиковать несовершенную речь малыша, поощряйте любую речевую активность.

Это общие рекомендации.  Более конкретные ответы на вопросы можно получить на очной консультации специалиста. Многое зависит от возраста ребёнка  и уровня развития каждой функции.  Если у вас нет логопеда  поблизости, вы можете обратиться ко мне и получить консультацию по скайпу.

Для этого надо написать мне  nvter76@mail.ru.

В этой статье я лишь затронула такую обширную тему, как задержка речевого развития у детей. В своих дальнейших  публикациях я буду подробнее раскрывать тему коррекции ЗРР.

Если у вас остались вопросы по этой теме, пишите в комментариях. Если вы сочли данную информацию полезной, поделитесь с друзьями.

Получайте новые статьи прямо на почту! Введите e-mail:

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Запись опубликована в рубрике Дошкольники, нарушения речи с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>