Диагностика дисграфии. Анализ письменных работ.

Диагностика дисграфии.  Анализ письменных работ.

диагностика дисграфииДиагностика дисграфии невозможна без анализа письменных работ учащихся. Наличие дисграфии учителя и родители предполагают, когда тетрадки школьника пестрят от ошибок. Но далеко не все неуспевающие по русскому языку являются дисграфиками.

Сейчас я хочу проанализировать реальные письменные работы учеников и показать вам на конкретных примерах наглядно, что из себя представляют дисграфические ошибки.

Диагностику проходили ученики 2 класса. Детям были предложены 2 вида работ: списывание и диктант. Списывание является более простым для выполнения видом письменной работы. Дети, у которых нет дисграфии, крайне редко допускают ошибки при списывании. Диктант является более сложным видом письменной работы. Проверяя диктант, особенно важно отличать дисграфические ошибки (помечены зелёным) от орфографических (помечены красным). У ребёнка может быть огромное количество орфографических ошибок, но это не будет являться дисграфией. Для диагностики дисграфии у более старших школьников так же используется анализ изложений и сочинений.

Первый пример. Работы Оли, ученицы 2 класса. Списывание «В лагере». Диктант «Осень».

дисграфия

Списывание и диктант Ольги, 2 класс.

В списывании я подчеркнула заголовок, который написан в той же строчке, где начинается основной текст. Это говорит о неумении оформлять текст и не является дисграфической ошибкой, но подобные проблемы также корректирует логопед.

И в списывании, и в диктанте допускается большое число пропусков букв в словах и недописывание слов до конца( любим=любм, много=мног и т.п). Большое число подобных ошибок говорит о дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза (в данном случае о нарушении фонематического анализа). Об этом же свидетельствует добавление лишних букв (ветер = вететер).

Встречаются ошибки, которые связаны с неразличением фонем на слух (чаще=щаще, льёт= лод). Пропуск мягкого знака так же может относиться как к фонематической дисграфии, так и к дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Слитное написание предлогов со словами корректируется в рамках работы над диграфией на почве языкового анализа и синтеза (а именно при анализе предложения на слова) и при коррекции аграмматической дисграфии.

Маленькая буква в начале предложения говорит о неумении обозначать границы предложения.

Интересная двойная ошибка(в поле=в доле, т.е. замена п на д) Почему эта ошибка двойная? Первоначальной была ошибка в различении звуков П девочка распознала, как Б, а у же при написании была допущена оптическая ошибка замена Б на Д.

Так же есть ещё парочка оптических ошибок (замена А на О в слове собирать, и дописывание лишнего элемента к букве Е в слове лагерь).

Я обозначила основные дисграфические ошибки в этом диктанте. На основании вышеописанного можно сделать вывод, что у Оли дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза с элементами акустической и оптической дисграфии. На основании этого я составляла индивидуальный план коррекции дисграфии у этого ребёнка.

Конечно же учитывалось и состояние устной речи и проводилась дополнительная диагностика, но основные выводы можно сделать, анализируя именно письменные работы.

Ещё один пример дисграфии. Петя, 2 класс. Тот же диктант и то же списывание.

дисграфия 1

Списывание и диктант Петра , 2 класс

Дисграфические ошибки очевидны и достаточно грубы, но, тем не менее, оба ребёнка после курса коррекционной работы стали стабильно получать 4 по русскому языку. Дисграфия поддаётся коррекции, но у второклассников коррекция требует меньше времени и результаты более прочные, чем у более старших школьников.

Если вы подозреваете дисграфию у вашего ребёнка, я могу проанализировать его письменные работы, которые вы вышлете мне на почту nvter76@mail.ru. Для этого вам надо отсканировать или сфотографировать страницы с типичными ошибками вашего ребёнка и прикрепить их к письму (чем больше работ пришлёте, тем лучше). В письме надо указать возраст ребёнка, класс, в какой школе обучается ребёнок (массовой, коррекционной), какую оценку имеет по русскому языку, по другим основным предметам.

Если у вас есть вопросы, пишите в комментариях. Если информация оказалась для вас полезной, поделитесь с друзьями в социальных сетях.

Получайте новые статьи прямо на почту! Введите e-mail:

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Запись опубликована в рубрике нарушения речи, школьники с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

6 комментариев: Диагностика дисграфии. Анализ письменных работ.

  1. Татьяна говорит:

    Здравствуйте,если Вам отправить работу ребенка,сможете оценить ошибки сейчас?

    • Наталья Перфилова говорит:

      Оценить смогу сразу, как увижу Ваше письмо. На написание отчёта нужно время. Могу проконсультировать вас по Скайпу. Почту проверяю вечером, иногда очень поздно, т.к. живой работы очень много.

  2. Елена говорит:

    Здравствуйте, Наталья. Мой сын сейчас учится в 4 классе. В 3 года нам поставили диагноз — моторная алалия. Мы много занимались и сейчас мой сын ничем не отличается от сверстников. Но, он совершенно не способен писать диктанты, т.к. имеет дисграфию. Скажите, пожалуйста, действительно ли можно принести в школу справку от невролога или психоневролога и на основании этой справки можно заменить диктант списыванием и получить дополнительное время на контрольных?
    Заранее спасибо! С уважением Елена.

    • Наталья Перфилова говорит:

      Здравствуйте, Елена. Ваш сын ведь учится в массовой школе, не в речевой. И какую справку ему может дать психоневролог? Дисграфия — это логопедическое заключение и диагностировать её может только логопед. Если сын совсем не может писать диктанты в 4 классе из-за дисграфии, и учитывая моторную алалию в анамнезе, возможен перевод его в школу 5 вида, но это возможно только через ПМПК.

  3. ЮС говорит:

    За какие ошибки не следует снижать оценку при дисграфии?ро русскому языку и литературе в 5 классе

    • Наталья Перфилова говорит:

      Здравствуйте! Есть рекомендации по оценке письменных работ дисграфиков, но учителя практически никогда ими не руководствуются, а некоторые даже не знают, что такое дисграфия. В принципе нет ошибок, за которые оценка не снижается. Просто однотипные дисграфические ошибки должны считаться за одну, и допускается большее число ошибок на 4 (3 кажется), на 3(до 5 или 6 ошибок). Эта информация получена на семинаре по дисграфии от Зиборовой Е.В. — ведущего психолога центра патологии речи и нейрореабилитации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>