Конспект логопедического занятия в первом классе «Деление слов на слоги» (ФФН)

Конспект логопедического занятия в первом классе «Деление слов на слоги» (ФФН)

 

                                                              занятие логопеда в школе  Кондратова Елена Сергеевна,

учитель-логопед,

МБОУ Средняя

общеобразовательная школа №1

г. Вельск

Предложенное занятие входит в систему занятий первого этапа коррекционного обучения по теме «Деление слов на слоги», второе занятие по теме.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:
  1. Уточнить понятие «слогообразующая роль гласных» («Живые звуки», «Живые слоги»).
  2. Учить делить слова на слоги, составлять слова из слогов, определять количество слогов в слове («Волшебные шарики», «Слоговое домино», «Слоговое лото», «Слоговые дорожки», «Слоговая таблица»).    
  1. Коррекционно-развивающие:
  1. Активизировать и обогащать словарный запас.
  2. Развивать навыки слогового анализа и синтеза, звукового анализа.
  3. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, умение переключаться с одного вида деятельности на другой.
  4. Развивать пространственную ориентировку и координацию.
  5. Развивать навыки чтения, отрабатывать навыки  слогослияния.
  1. Коррекционно-воспитательные:
  1. Формировать интерес к логопедическим занятиям.
  2. Формировать доброжелательное отношение друг к другу.

    Коррекционно-логопедические занятия на школьном логопункте проводятся во второй половине дня. Поэтому важно применять на занятиях здоровьесберегающие технологии: соблюдение правильной осанки при различных видах деятельности, своевременное и качественное проведение физкультминуток, гимнастику для глаз, для мозга.

Оборудование:

- таблицы для чтения,

- индивидуальные листы с заданием «Волшебные шарики»,

- комплект «Слогового домино» из 12 карточек,

-индивидуальные комплекты «Слоговых дорожек» на каждого обучающегося,

- четыре карточки «Слогового лото»,

- «Слоговая таблица».

Ход занятия:

Организационный момент.

Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сколько к нам пришло гостей, мы сейчас с ними поздороваемся и начнём занятие.

Ученики здороваются с гостями и проходят на свои места.

Учитель-логопед: Ребята, какое сейчас время года? Правильно, зима.

Основная часть.

1. Игра «Живые звуки».

Учитель-логопед распределяет звуки каждому обучающемуся: Алина- звук зь, Ваня — звук и, Лера -звук м, Яна- звук а. (Дети выходят к доске и составляют слова зима, вставая в заданном порядке). Умнички! Сколько звуков в слове зима?- Четыре! — Гласные звуки, шаг вперёд! Сколько гласных в слове? — Два! – Значит, сколько слогов в слове зима?- Два!- А как ты догадался?- Потому что сколько в слове гласных, столько и слогов. – Подружитесь гласные с согласными (обучающиеся образуют две пары, взявшись за руки), сядет на место первый слог, теперь второй. Не забываем проверять свои спинки, когда сидим за партой..

    2. Таблицы для чтения.

 Учитель-логопед : У вас на партах лежат листы со слогами. Вспомним, что значит читать слоги в строчку и в столбик. Повторим, где у нас левая рука и правая рука. Теперь будем читать слоги по инструкции. Алина читает третью строчку сверху вниз слева направо. (Обучающиеся читают по очереди). Яна читает второй столбик снизу вверх. Лера читает вторую строчку снизу справа налево. Ваня читает первый столбик сверху вниз. Молодцы, справились с этим заданием.

 Нам предстоит сегодня выполнить много различных заданий, поэтому мы с вами выполним интересную гимнастику. (Обучающиеся выполняют гимнастику для мозга «Слон», сопровождая речь движением.)

  3. Волшебные шарики.

Учитель-логопед: Ваши головушки отдохнули, вы набрались новых сил, продолжаем занятие. Возьмите листы с нарисованными воздушными шарами. Обратите внимание, что шары разные по форме и по цвету. Что написано в шарах? Правильно, слоги. Вам нужно соединить стрелочками подходящие шарики так, чтобы получилось слово, которое вы запишите в клеточки. Помним, что записывать слова будем письменными буквами. (По мере необходимости учитель-логопед осуществляет помощь обучающимся.) Теперь проверим, что у  вас получилось. (Взаимопроверка под контролем учителя-логопеда.)

  4.  Слоговое домино.

Учитель-логопед: Встаньте и подойдите, пожалуйста, к этому столику. На нём лежат карточки домино со слогами, у каждого из вас будет по три карточки, вам нужно составить слова с помощью этих карточек. (Коллективное выполнение задания, взаимопомощь. После выполнения задания обучающиеся садятся на свои места, контролируя осанку.)

 5. Слоговые дорожки.

Учитель-логопед:  На ваших столах лежат карточки для слоговых дорожек и предметные картинки к этим дорожкам, которые вам нужно разложить в соответствии с количеством слогов на нужную дорожку. Вспомним ещё раз правило – сколько в слове гласных, столько и слогов. Если на первой дорожке в названии предметной картинки один слог, то на эту дорожку выкладываем картинки, в названии которых один слог и т.д. ( У каждого обучающегося свой комплект в зависимости от индивидуальных особенностей обучающегося. По мере необходимости учитель-логопед осуществляет помощь обучающимся, затем проверяет.)

 6. Учитель-логопед : Мы с вами успешно выполнили много заданий, теперь отдохнём и выполним массаж спины. (Обучающиеся встают в колонну в проходе, сопровождают речь движениями.) Теперь садимся на свои места тихонько и ровненько.

 7. Слоговое лото.

Учитель-логопед: На каждой парте лежат по две карточки слогового лото. (Четыре карточки всего с разными картинками.)  Возьмите первую карточку и послушайте внимательно задание. На карточке нарисованы три предметные картинки. Назовите их и по первым слогам каждой из них составьте слово. (Работа в парах.)

 8. Перед тем как записать эти слова в тетрадь, выполним гимнастику для глаз.

 9. Работа в тетради.

Учитель-логопед: Сядьте ровно, проверьте свои спинки. Откройте  тетради, пропустите  две строчки, поставьте точку. Диктуем число (хоровое проговаривание): 11 декабря. Записываем в тетрадь, каждый диктует сам себе. С красной строки поставьте точку. С какой буквы будем записывать первое слово? Правильно, с заглавной буквы. (В тетрадь обучающиеся записывают четыре слова из предыдущего задания. Все пишут в тетрадях и каждый, по очереди, у доски, которая разлинована заранее, ведётся хоровое проговаривание каждого слова перед записью, затем самостоятельное проговаривание каждым учеником. После записи каждого слова в нём подчёркиваются гласные буквы красным карандашом, и обучающиеся «сажают в лодочку» каждый слог.)

10. Учитель-логопед: Мы добрались до последнего задания. На доске  расположена  слоговая таблица. Вам нужно составить как можно больше слов из предложенных слогов. (Обучающиеся составляют и называют слова, учитель-логопед указкой по таблице контролирует правильность выполнения задания). А теперь мы постараемся придумать с составленными словами словосочетания (затем предложения).

Итоги занятия.

 Учитель-логопед: Мы с вами выполнили все задания.  Вспомним, что мы делали сегодня на занятии? Какое задание вам показалось сложным? Простым? Самым интересным?

А теперь узнаем, как мы вас будет звать, потому что вы успешно сегодня поработали. (Учитель-логопед переворачивает слоговую таблицу на доске, и на обратной стороне обучающиеся хором читают слово УМНИКИ. Сладкие призы.)

Получайте новые статьи прямо на почту! Введите e-mail:

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Запись опубликована в рубрике конспекты занятий, нарушения речи, публикации моих коллег, школьники с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>