Ошибки на письме. Дисграфия?

Ошибки на письме.  Дисграфия?

дисграфияУ вашего ребёнка, наверное,  дисграфия.  Такое  предположение  всё чаще приходится слышать  от учителей родителям  школьников, неуспевающих по русскому  языку.   Рассмотрим поподробнее, что такое дисграфия и как  с ней можно бороться.

Дисграфия

Это частичное нарушение процесса письма, которое проявляется в повторяющихся и достаточно стойких  ошибках в процессе письма, обусловленных  несформированностью  выс ших психических функций, участвующих в процессе письма.

Определение очень  похоже на понятие дислексии, только чтение здесь заменяется на письмо.  Действительно, процессы чтения и письма  имеют много общего, сильно  взаимосвязаны, но письмо является более сложным процессом, поэтому дисграфия встречается чаще, чем дислексия.

Характеристика дисграфических ошибок

1. При дисграфии ошибки носят стойкий и повторяющийся характер, это позволяет отличить их от ошибок, которые нормальны при овладении письмом и быстро исчезают.

2.   Ошибки носят повторяющийся типичный характер, появляются в аналогичных ситуациях, особенно проявляются при усложнении заданий.

3. Дисграфические ошибки могут быть только у детей школьного возраста. У дошкольников подобные ошибки закономерны из-за недостаточного развития высших психических функций.

Симптоматика дисграфии

Многие симптомы похожи на те, что выявляются при дислексии.

1. Замедленное овладение навыком письма.

2. Замедленный процесс письма.

3. Нарушения почерка у детей.

4. Обязательны специфические дисграфические ошибки.

Выделяются следующие группы ошибок.

1)Неусвоение букв

а) искажение зрительного образа буквы (зеркальное написание, недописывание какого-либо элемента, приписывание лишнего элемента, искажение какого-либо элемента буквы, искажения в пространственном расположении букв);

б) замены или смешения букв ( смешения букв, которые отличаются пространственным расположением элементов  (ш-т,в-д), буквы, которые отличаются дополнением элементов(и-ш), буквы, которые сходны по общему графическому образу (б-в)

Подобные ошибки могут проявляться в разной степени.

2) Искажение звуко-слоговой структуры слова.

Как и в процессе чтения,  это самая распространённая группа ошибок. Она включает в себя пропуски согласных при стечениях, добавления гласных между стечениями, перестановки букв в стечениях согласных, персеверации (застревания на одном звуке), пропуски слогов, перестановки, добавления лишних слогов.

3) Нарушение структуры предложения.

Проявляются в слитном написании слов (часто слитно пишутся предлоги  со словами), в ряде случаев часть слова пишут  отдельно  (отделяют приставки от корня), пишут слово по частям.

При таких  ошибках предложение может выглядеть подобным образом ( Корова жуёт сено. = Коро в а  жу ётсено.)  Но это наиболее грубый вариант.

4) Замены букв, обозначающих фонетически близкие звуки  (С-Ш, Р-Л, П-Б и т.д.)

5) Аграмматизмы на письме

а) морфологические аграмматизмы (нарушение согласования, управления,  неправильное словообразование на письме)

б) синтаксические аграмматизмы   (неправильное воспроизведение структуры предложения, которое отражается в устной речи детей)

Дизорфография

Дисграфические ошибки следует отличать от орфографических. При дисграфии нарушается  фонетический принцип правописания (как слышим, так и пишем).

Стойкое нарушение  использования орфографических правил называется дизорфографией.  В этом случае  ребёнок знает правила правописания, а  употреблять их не может из-за недоразвития многих речевых функций.

Во Франции все нарушения письма (дисграфия и дизорфография) называются дизорфографией.  А в США все нарушения письменной речи называются дислексиями. У нас же в России всё достаточно чётко  дифференцируется.

Коррекцией дизорфографии также занимается логопед.  Если ребёнок знает все правила, но совершенно не может их применять, не ищите репетитора по русскому языку. Скорее всего,  он вам не поможет. Вам нужен логопед!

Коррекция дисграфии

Коррекцией дисграфии занимается логопед. Перед тем,  как приступить к занятиям,  специалист  изучит письменные работы ребёнка, чтобы определить характер и типичность ошибок.  Логопед  обследует речь ребёнка и высшие психические функции, которые принимают участие в процессе письма, обязательно послушает, как ребёнок  читает, даже если у вас нет жалоб на чтение.

Только после этого специалист может составить план и приступить к коррекционным занятия.  На школьных логопунктах  дисграфия  корректируется на групповых занятиях, что менее эффективно,  чем при индивидуальной работе.

Поэтому при особенно сложных и стойких случаях  дисграфии желательно заниматься с частным логопедом, который сможет осуществить индивидуальный подход.

В этой статье я рассказала о таком нарушении письменной речи, как дисграфия.  Если у вас есть вопросы по этой теме, пишите в комментариях.  Я обязательно отвечу.  Если вы сочли данную информацию полезной,  поделитесь с друзьями.

Коллега из города Малоярославца  Калужской области  Ведель Юлия Викторовна подготовила презентацию  о видах дисграфии, которую я представляю Вашему вниманию.

Получайте новые статьи прямо на почту! Введите e-mail:

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Запись опубликована в рубрике нарушения речи, школьники с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>