Проблемы с чтением. Дислексия?

Проблемы с чтением.  Дислексия?

дислексияВ настоящее время всё больше школьников сталкиваются с  трудностями при усвоении навыка  чтения.  Родителям не понаслышке  становится знакомым такое понятие, как дислексия.  На самом деле далеко не все проблемы  формирования навыка чтения можно назвать дислексией.

Что такое дислексия?

Дислексия – это частичное нарушение процесса чтения, которое проявляется в повторяющихся и стойких  ошибках чтения. Оно обусловлено  несформированностью или нарушением  высших психических функций, которые участвуют  в процессе чтения.

Для дислексических ошибок характерно:

- стойкость;

- типичный повторяющийся характер (при  аналогичных условиях проявляются аналогичные ошибки);

-  ошибки чтения при дислексии не связаны с особенностями внимания;

- ошибки чтения при дислексии не связаны с особенностями эмоционально-волевой сферы;

- ошибки чтения при дислексии могут быть  связаны с нарушением зрительно-пространственных функций, с нарушением звукопроизношения, с нарушением фонематических функций, с нарушением анализа и синтеза,  с нарушением грамматического строя речи,  с недостаточным развитием словарного запаса.

Дислексические ошибки стоит отличать

1. От случайных ошибок ( из-за усталости, невнимательности), они  не стойки, быстро исчезают.

2.  От ошибок чтения при нарушении поведения, негативизме, лености.  При этом нет нарушения высших психических функций.  Хотя сами нарушения чтения могут вызвать нарушения поведения, которые будут носить вторичный характер.

3.  Дислексия выявляется только в школьном возрасте (у дошкольников  подобные ошибки при чтении не являются дислексией, это норма) .

В  США  дислексией называют все нарушения письменной речи (и чтения, и письма).  В отечественной  логопедии  эти понятия чётко разделяются.

Дислексия –  специфические нарушения чтения. Дисграфия – специфические  нарушения письма.  Хотя очень часто они идут рука об руку, так как процессы  чтения и письма очень взаимосвязаны. Как правило, дислексия всегда приводит к дисграфии.

Симптоматика дислексии

1. Нарушения чтения проявляются в замедленном овладении процессом чтения. Даже с помощью логопеда  дислексикам для овладения чтением требуются более длительные сроки.

2.  Замедленная скорость чтения (брадилексия).

3. Нарушены движения глаз по строке. У ребёнка без нарушения чтения движения глаз ритмичны, скачкообразны,  мало регрессий(возвратов). При дислексии  движения  глаз по строке хаотичны,  беспорядочны, имеется большое количество регрессий.  Часто дислексик  соскакивает со строки выше или ниже.

4. Ошибки чтения по группам

1) Неусвоение букв.

Могут проявляться в различной степени выраженности (полное незнание буквы, замены, смешения букв) В некоторых случаях буквы смешиваются по графическому сходству, а в некоторых по сходству  произношения звуков.

2) Побуквенное чтение (нарушение слияния звуков в слове).

3) Искажение звуко-буквенной структуры слова.

Подобные ошибки довольно распространены, так как обусловлены несформированностью звукового анализа и синтеза у ребёнка. Звуковой анализ – достаточно сложный процесс для ребёнка.  Наиболее распространены в этой группе ошибки воспроизведения стечений согласных, перестановки звуков при чтении, недочитывание конца слова, нарушение слогового состава слова.  Часто наблюдаются целые группы ошибок, особенно в тяжёлых случаях.

4) Аграмматизмы в процессе чтения.

Могут проявляться в  нарушениях согласования и управления при чтении, в  нарушении  падежных форм, при чтении предложно-падежных конструкций и т.д.

5)Нарушение понимания читаемого.

Проявляется в двух вариантах:

- нарушение понимания искажённого  чтения;

- нарушение понимания при технически правильном чтении.

Коррекция дислексии

Коррекцией дислексии занимается логопед. Если у вашего ребёнка имеются подобные ошибки при чтении,  вам необходимо срочно обратиться за помощью к специалисту.  Дислексические ошибки сами не проходят,  а только закрепляются со временем.  Логопед проанализирует ошибки чтения именно у вашего ребёнка, обследует состояние  высших психических функций, которые принимают участие в процессе чтения.  Исходя из результатов обследования,  составит  план коррекционной работы с вашим ребёнком.   Не затягивайте с визитом к логопеду.  Прогнозы коррекции этого нарушения зависят от многих факторов, но не в последнюю очередь от сроков  начала коррекционной работы.

В этой статье я рассказала о таком речевом нарушении, как  дислексия.  Если у вас есть вопросы по этой теме, пишите в комментариях. Обязательно отвечу.  Если вы сочли данную информацию полезной, поделитесь с друзьями.

Получайте новые статьи прямо на почту! Введите e-mail:

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Запись опубликована в рубрике нарушения речи, школьники с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>