Взаимодействие учителей-логопедов и узких клинических специалистов (ортодонтов, хирургов- стоматологов, отоларингологов) в коррекции речевого недоразвития у детей

Взаимодействие учителей-логопедов и узких клинических специалистов (ортодонтов, хирургов- стоматологов, отоларингологов) в коррекции речевого недоразвития у детей

взаимодействие логопеда с клиническими специалистамиТретьякова Изабэлла Валерьевна

учитель-логопед

МБОУ  »Центр диагностики и консультирования»

г. Дзержинск

Нижегородская область

 

Тема комплексного подхода к коррекции речевого недоразвития и совместной работы учителей-логопедов и узких специалистов: ортодонтов, хирургов- стоматологов, отоларингологов  очень актуальна в нынешнее время, так как проблема увеличения

количества детей с недоразвитием речи принимает все более глобальный характер. Наряду с этой проблемой,  учителя-логопеды столкнулись с проблемой увеличения времени коррекционных действий, времени, которое затрачивается на  постановку звуков.

 

Изучив литературу по данному вопросу, стало ясно, что дело не  в профессиональной непригодности учителей-логопедов, не в отсутствии каких-либо новых  методик  в постановке звуков. Дело в том, что учитель- логопед в нынешнее время зачастую является тем первым  специалистом, к которому обращаются родители, заметив у детей речевое недоразвитие. И учитель- логопед,  не задумываясь, берет на себя всю тяжесть коррекционной работы, пытаясь решить вопросы и выполнить ту работу, которую должны вначале выполнить другие специалисты, такие как: ортодонты, хирурги-стоматологи, отоларингологи. А для учителя-логопеда самое нужное и важное в момент первого знакомства, первого обследования  разъяснить родителям комплексную первопричину речевых нарушений и убедить их первоначально показаться узким специалистам.

       Порядок действий учителя-логопеда  при первом обследовании:

  1. Беседа с родителями.
  2. Использование логопедических методик обследования.
  3. Тщательное обследование артикуляционного аппарата.

Примечание:

Артикуляционный аппарат состоит из трех частей:

1. Зубочелюстная система (зубы, челюсти).

 2. Центральный речевой аппарат (язык, губы).

 3. Периферический (органы дыхания, голосообразование).

Встречающиеся аномалии в зубочелюстной системе:

  1. Аномалии прикуса (прогения, прогнатия, перекрестное смещение зубов) – в дальнейшем могут привести к межзубному произношению.
  2. Недоразвитие или чрезмерное развитие челюстей.
  3. Мелкое преддверие  рта.

Причины возникновения аномалий зубочелюстной системы:

А. Молочный период, вскармливание;

- замена естественного вскармливания – искусственным;

- неправильное кормление из чашки, с ложки;

- отсутствие жесткой пищи в рационе маленьких детей.

Б. Вредные привычки – нарушают естественное развитие челюстно-лицевой области и ведут к сужению и деформации зубных дуг (открытый прикус)

- сосание пальцев, языка, различных предметов

- прикусывание губ и щек.

В. Молочные зубы – долгое время считалось, что молочные зубы – непонятный каприз природы. Родители, зачастую, не уделяют им должного внимания, считая, что лечить их не обязательно. Но за свой короткий срок они собирают массу информации для постоянных зубов, обеспечивают место для их правильного прорезывания.

Г. Нарушение осанки:

- в норме голова и корпус должны образовывать одну вертикальную линию; плечи немного опущены и расположены на одном уровне, грудная клетка чуть выдвинута вперед, лопатки не выступают, ноги в коленях выпрямлены;

- в действительности видим ассиметрию плеч, лопаток, переднее выдвинутое положение головы относительно вертикали позвоночного столба. Все это ведет к недоразвитию нижней челюсти и, соответственно, к межзубному положению языка.

 Коррекция речевого недоразвития:

 

Логопеды                                                                    Узкие специалисты: ортодонты, стоматологи, врачи ЛФК

А). Беседа о нужности грудного                            А). Установка брекетов,      вскармливания                                                       вестибулярных пластинок    

                                                                                          (тренеров).

Б) Устранение вредных привычек                       Б) Своевременное лечение мо-           

В). Речевая гимнастика.                                         лочных зубов, замещающее

 

Г). Релаксация, массажи                                           протезирование, если потеря

(логопедические), самомассажи.                       молочного зуба более чем за       

                                                                        год до прорезывания постоянного.                                                                                                                                                                   

                                                                                   В). ЛФК.

Аномалии центрального речевого аппарата

А. Язык – толстый, тонкий, географический, искривленный в виде лука.

Б. Уздечка – аномальное прикрепление.

В. Губы – толстые, тонкие, неподвижные.

Г. Уздечки верхней и нижней губы.

Причины возникновения аномалий.

  1. Наследственность.
  2. Проблемные роды.
  3. Неправильное вскармливание.
  4. Вредные привычки.

Коррекция речевого недоразвития:

Логопеды                                                            Узкие                                                                                                               специалисты:хирурги, стоматологи                   

 

А. Логопедические массажи                               

Самомассажи                                                 А. Оперативное вмешательство

В. Речевая гимнастика.                                    (усечение уздечек)

Аномалии периферического речевого аппарата:

А. Ротовое (смешенное дыхание)

Б. Напряжение крыльев носа — изменяется форма носовых ходов.                                                                    

В. Изменение конфигурации ноздрей — искривляется носовая перегородка.

Г. Назализация.

Д. Увеличение нижней трети лица по аденоидному типу – ведет к изменению тембра голоса.

Е. Узкие плечи.

Ж. Впалая грудь.

З. Бледный цвет лица.

И. Облизывание губ (хейлит) – шелушение красной каймы губ.

Причины.

  1. Простудные, воспалительные заболевания в носу, ушах, гортани.
  2. Тонзилиты, гаймориты, ОРЗ, аденоидные разрастания.
  3. Глотательные нарушения.

Коррекция речевого недоразвития:

Логопеды:                                                            Узкие специалисты:   

                                                                                 отоларингологи,         

                                                                                педиатры, врачи ЛФК                                                                                                                                                

  1. Выработка нижнедиафраг-                1. Аденотомия (резекция)

мального дыхания.                                    2. Физиолечение.

  1. Речевая гимнастика.                            3. Закаливание.  

Вывод:

Знание учителем-логопедом особенностей артикуляционного аппарата, характерных для определенных возрастных периодов развития детей не позволит ему возложить на себя функции, которые должны решать другие специалисты, а поможет учителю- логопеду понять первопричину нарушений и своевременно поставить правильный диагноз, а также вовремя направить родителей к нужному специалисту.

         Поэтому, только комплексный подход к коррекции речевых недоразвитий, только совместная работа логопедов и узких специалистов приведет к эффективному, достаточно быстрому устранению дефектов речи.

 

 

 

Получайте новые статьи прямо на почту! Введите e-mail:

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Запись опубликована в рубрике нарушения речи, публикации моих коллег с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>