Развитие речи детей от года до двух лет
Развитие речи детей в первой половине второго года жизни
В этот период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно. Обычно к году здоровый малыш говорит 6-10 простых слов типа МАМА, ДАЙ, НА и т.п. Это, как правило, совпадает с появлением и активным развитием ходьбы. В это же время очень активно малыш начинает манипулировать предметами при помощи пальцев рук. Не забываем о развитии мелкой моторики! Часто можно наблюдать различия в развитии и темпах формирования новых речевых навыков у девочек и мальчиков. У девочек первые
слова могут появляться раньше, чем у мальчиков, но обычно такое опережение не превышает трёх месяцев. Вначале появляются так называемые лепетные слова, состоящие из двух одинаковых открытых слогов (мама, папа). Более сложные слова усекаются до 1-2 слогов.
Речевая активность ребёнка в этот период развития речи очень связана с предметными манипуляциями. Если вы хотите, чтобы малыш называл какой-то предмет, дайте ему поиграть с ним. При этом так же остаётся очень важным эмоциональное участие взрослого в разговоре с ребёнком. Активный словарь растёт очень быстро и уже к полутора годам может достигать 50, а иногда и больше слов, обычно это существительные в начальной форме, но ещё может сохраняться нянькин язык(би-би, ко-ко). Взрослых такая речь часто умиляет, и они сами начинают общаться с ребёнком при помощи вот таких искажённых слов. Конечно же надо учитывать речевые возможности ребёнка, но также очень важно давать малышу правильные речевые образцы. Если ребёнок называет машинку би-би, надо поощрять его речевое высказывание, но дать и правильный образец: «Правильно, машина гудит би-би. Это машина». Речь ребёнка также очень активно сопровождается жестами и мимикой.
Развитие речи детей во второй половине второго года жизни
После полутора лет постепенно лепетные слова всё больше заменяются более полноценными. Как правило, это существительные и глаголы. Причём у мальчиков обычно активнее растёт словарь глаголов, а у девочек в активном словаре больше существительных. Такие слова всё ещё очень сильно искажаются. И нередко приходится сталкиваться с такой жалобой родителей: «Ребёнок говорит намного больше, но его речь стала менее понятной, даже те слова, которые усекались не так сильно, сейчас практически неузнаваемы». Дело в том, что развитие речи детей – процесс неравномерный, а иногда скачкообразный, и звуковое оформление слов на втором году жизни очень часто не поспевает за активным развитием лексики, поэтому слов в активном словаре больше, а общепонятных слов меньше. Особенно активно идёт накопление активного словаря в последние 2 месяца второго года жизни. К 2 годам активный словарь ребёнка может достигать более 100-150 слов. Некоторые исследователи и словарь в 50 слов в 2 года считают нормой при условии, что к этому времени у ребёнка появилась простая фраза. Звукопроизношение пока очень сильно далеко от совершенства и замены звуков разнообразны, так же пока искажена слоговая структура слова. Насторожиться стоит только в том случае, если звуки искажаются и отличаются от нормативных в русском языке (горловое, хлюпающее или назальное произношение). В период от полутора до двух лет обычно появляется первая фраза из двух слов (мама, дай и т.п.) Это очень существенное и важное достижение в речевом развитии малыша. К 2 годам ребёнок может использовать фразу из 2-3 слов. Если фразовая речь не появляется к 2,5 годам, можно говорить о задержке речевого развития. С данной проблемой стоит обратиться к неврологу и логопеду.
Я кратко описала основные этапы развития речи детей на втором году жизни. Стоит обратить внимание, что главным в это время является накопление словаря и появление простой фразы. Пишите, если у Вас есть вопросы по этой теме. Если Вы сочли эту информацию полезной, поделитесь с друзьями.