Развитие речи ребёнка до года

развитие ребёнка до годаРазвитие речи ребёнка до года

Дети до года ещё не говорят. Так принято считать.  Но на самом деле развитие речи здорового ребёнка идёт полным ходом.   Уже с полуторамесячного возраста дети тренируют свой  речевой аппарат и произносят всё более сложные звуки.  Можно чётко проследить последовательность  развития таких первых предречевых комплексов  у  нормально развивающегося младенца.  Конечно же,  норма — понятие условное,  и  возможны некоторые отклонения по срокам  в ту или иную сторону, но последовательность этапов  в норме не меняется.

Уже примерно с месяца ребёнок  интонирует свои крики.  Внимательные мамочки  уже могут понять по крику,  хорошо малышу или  плохо.   Примерно в полтора месяца появляется гуление (малыш нараспев  тянет гласные) и  гуканье (произносятся отдельные слоги, сочетания согласных звуков).  Ребёнок как бы играет со своим артикуляционным аппаратом, вызывая различные звукокомплексы.  Около  4х месяцев появляется  свирель. Звучит это примерно так:  аль-ле-е-лы-аы-а-гы и т.п.

Чтобы  здоровый младенец  гулил, гукал, повторял за взрослым простые звуки,  необходимо соблюдение  некоторых правил:

  1. Общение взрослых с ребёнком.  Очень важно, чтобы первые же речевые реакции малыша  подхватывались взрослыми, при этом  взрослый демонстрирует яркие положительные эмоции.  Если с ребёнком не заниматься, то такие первые речевые реакции у младенца могут угаснуть.
  2. В моменты общения ребёнок не должен испытывать физического дискомфорта, т.е.  заниматься  надо,  когда малыш сыт и сух.
  3. Ребёнок  должен хорошо слышать себя и взрослого.  Посторонние шумы во время занятий недопустимы, т.е. выключаем телевизор, радио, в комнате не должны  шуметь другие дети  и  т.д.
  4. Малыш  должен хорошо видеть лицо, губы  разговаривающего с ним взрослого, при этом очень важен контакт глаза в глаза.  Ребёнок  не будет повторять за взрослым, который разговаривает с ним, занимаясь  своими делами .

Около 7-8 месяцев появляется лепет. Ребёнок повторяет одинаковые слоги (па-па-па,  да-да-да).  Стадия лепета очень важна и показательна.  Отсутствие этой стадии часто свидетельствует о серьёзном нарушении речевого развития.  Важно, чтобы ребёнок, который начинает лепетать, имел возможность свободно двигаться, так как очевидна связь лепета с другими ритмическими  движениями (ударами погремушки, взмахами руками, приседаниями в кроватке и т.п.).  Если ребёнку 7-8 месяцев, он повторяет отдельные слоги, но не лепечет (нет серий одинаковых слогов), можно попытаться стимулировать появление  лепета.  Взрослый сам, общаясь с малышом,  повторяет простые слоги, лучше сначала  те, которые он уже слышал от ребёнка. При этом необходимо соблюсти вышеописанные условия. Чуть позже (обычно около 8,5-9 месяцев)  лепет становится модулированным, т.е.  слоги произносятся с различными интонациями, но этому также должно способствовать  эмоциональное общение.

В конце первого года жизни лепет постепенно переходит в слова.  Первые слова, как правило, состоят из двух одинаковых слогов (мама, папа и т.п.) и очень похожи на лепет, но очень важно, что ребёнок вкладывает в них смысл. Он не просто повторяет слог МА, а зовёт маму, именно только тогда МАМА будет являться словом.  Появлению слов в активной речи предшествует накопление пассивного словаря (слова, которые ребёнок понимает, но не произносит).  Уже в 7-8 месяцев ребёнок может поворачивать голову в сторону называемого предмета.  Чтобы произносить  слова, малыш  должен понимать  их значение.  Пассивный словарь всегда шире активного, и это остаётся у человека на всю жизнь. Переходу лепета в слова так же можно способствовать.  К примеру, ребёнок,  лепеча,  повторяет слог МА, мама  при этом должна привлечь  внимание малыша  и, указывая на себя, чётко  повторить МАМА, ВОТ МАМА, спросить, ГДЕ  МАМА? Когда внимание ребёнка привлечено, несколько раз повторяем слово МАМА, указывая на себя.  И так поступаем с другими простыми лепетными словами.

Обычно нормально развивающийся ребёнок к году говорит 6-10 простых слов, причём одним слогом малыш может  обозначать   несколько слов (БА – банан, бабочка). У девочек первые слова появляются несколько раньше, чем у мальчиков.  Хочу отметить, что на всех стадиях развития речи для ребёнка очень важно, чтобы с  ним разговаривали и  внимательно его слушали.

Я постаралась сжато рассказать о развитии речи  ребёнка на первом году жизни. Если будут вопросы, пишите.  Если Вы  посчитали эту информацию полезной, поделитесь  её с друзьями.

Получайте новые статьи прямо на почту! Введите e-mail:

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Запись опубликована в рубрике нормы развития речи с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>