Особенности логопедической работы в центре социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности логопедической работы в центре социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

инвалидРоманенко Валентина Владимировна

логопед

центр социальной реабилитации детей и подростков

с ограниченными возможностями здоровья

г. Санкт-Петербург

В современном мире с его катаклизмами, стрессами и ухудшающейся экологической обстановкой возрастает количество людей, которые имеют различные проблемы в развитии, а явления последних лет ведут к росту детской инвалидности. Очевидно, что такие люди нуждаются в социальной защите.

И говоря о социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, мы подразумеваем помощь не только детям, но и их семьям. Трудные материальные условия,  внутренние кризисы – это лишь малая часть того, с чем сталкивается семья, имеющая в своем составе ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому каждый специалист социально-реабилитационного центра настроен в первую очередь на работу с семьей, на социализацию личности.

Работа логопеда в учреждении, оказывающем такие услуги ориентирована на оказание комплекса услуг, которые в большинстве своем направлены на формирование предпосылок речи и коррекцию речевых навыков у детей. Самая главная задача логопеда в данном случае – повышение коммуникативных навыков. Ни для кого не секрет, что общение – это одна из ключевых социальных потребностей и реализуется она через освоение средств коммуникации. Поэтому средства коммуникации могут быть разнообразными – эмоциональные, жестовые, предметные и, конечно же, речевые.

Еще одна важная задача работы логопеда – это развитие у ребенка способности к понимаю речи. И, когда описанные выше задачи выполнены, то в работу включаются другие задачи: коррекция звукопроизношения, развитие фонематического слуха, формирование навыков связной речи, формирование предпосылок к обучению грамоте.

С первых дней пребывания ребенка в центре социальной реабилитации в работу включаются занятия с родителями. В работе с родителями логопеду нужно сформировать правильное отношение к развитию речи ребенка и создать условия, при которых общение будет полноценным. Но, не остаются без внимания комплексная, групповая и индивидуальная формы работы с детьми.

Не будет лишним заметить, что даже в нашем современном обществе дети с ограниченными возможностями здоровья зачастую имеют крайне узкий круг общения, а в некоторых случаях совсем не имеют возможности общаться с другими детьми и взрослыми. В этом и заключается главная сложность работы логопеда. Ребенок, которому недоступны многие культурные

ценности, у которого нарушена связь с миром, недостаточное общение с природой и людьми, напоминает чистый лист, заполнять который нужно долго, возвращаясь снова и снова к пройденным темам и заданиям.

В социально-реабилитационном центре существует система логопедических занятий, которая представляет собой блоковую структуру. Ниже я приведу список этих блоков.  1. «Речевое дыхание»  2. «Мелкая моторика и координация»  3. «Звукопроизношение»  4. «Фонематический слух»  5. «Слоговая сторона речи»  6. «Грамматический строй речи»  7. «Лексика и словарный запас»  8. «Просодические компоненты речи»  9. «Связная речь»  10. «Навыки коммуникации»

В связи с тем, что дети, посещающие центр социальной реабилитации различны по возрасту (от трех лет до восемнадцати), по комплексу нарушений и по интеллектуальному развитию, то для каждого ребенка составляется индивидуальный план реабилитации, в котором описаны методы и приемы работы, используемые на занятии. Отдельно стоит сказать о диагностике речевого развития.

Логопед  использует следующие виды речевых карт: «Речевая карта для детей дошкольного и школьного возраста» «Речевая карта для детей с заиканием» «Речевая карта для детей с ДЦП» «Речевая карта для детей раннего возраста» Диагностика включает в себя обследование состояния моторики, анатомические особенности речевого аппарата, состояние экспрессивной и импрессивной речи, состояние звукопроизношения, состояние фонематического слуха, внимание, память, мышление, состояние связной речи. Собирается подробный анамнез.

Логопед в социально-реабилитационном центре работает в тесном контакте с психологом, педиатром, инструктором по АФК и социальными педагогами, так как в работе с данной категорией детей особо важен комплексный подход и взаимодействие специалистов в коррекционной работе.

В заключении хочу сказать, что логопедическая работа с детьми с множественными, двигательными, сенсорными и соматическими нарушениями является одним из главных направлений комплекса услуг, оказываемых в социально-реабилитационном учреждении. И главная цель этой работы – формирование навыков коммуникации.

Таким образом происходит включение детей в общественную жизнь, налаживается их контакт со сверстниками и с внешним миром. Дети с ограниченными возможностями здоровья становятся не просто частью социума, а активными его членами.

Получайте новые статьи прямо на почту! Введите e-mail:

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Запись опубликована в рубрике публикации моих коллег с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>