Особенности занятий, направленных на развитие коммуникативных навыков детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

Особенности занятий, направленных на развитие коммуникативных навыков  детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

инвалиды Романенко Валентина Владимировна

логопед

центр социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

г. Санкт-Петербург

Общение – необходимый элемент жизнедеятельности. Дети, о которых пойдет речь ниже, не имеют полной свободы общения. Именно поэтому их приводят в социально-реабилитационный центр, где данному вопросу уделяется огромное внимание.

Современная, бьющая ключом жизнь, порой складывается таким образом, что для детей с ограниченными возможностями здоровья практически не остается в ней места. Родители таких детей заняты тем, что обеспечивают материальную базу, ведь потребности семьи, имеющей такого ребенка, безусловно возрастают. Сверстники же не всегда готовы общаться с особыми детьми. А если еще есть проблема в транспортировке и перемещении ребенка, то, порой, маленький человек оказывается просто запертым в собственном доме и круг его общения крайне ограничен. Соответственно, страдают представления об окружающем мире и культурных ценностях.

Специалисты центра социальной реабилитации осознают вышеупомянутые проблемы, поэтому логопед, совместно с психологом, проводит групповые занятия для детей, цель которых – помощь в овладении устной речью и формирование навыков речевого общения на основе овладения литературным языком.

Главное в этих занятиях – дать детям возможность общаться. Ведь даже при правильно сформированной лексической стороне речи, некоторые дети не могут воспользоваться этими знаниями в жизни – они не умеют общаться и, порой, им просто не с кем это делать.

В программу занятий входят:

- тренинги общения

- релаксационные тренинги

- ролевые игры

- игры на расширение и активизацию словаря

- усвоение лексического значения слов с помощью наглядности

- словесные игры

Одно занятие – это 60 минут, которые разделены на две части. Первая часть – занятие с логопедом (30 минут), вторая часть – занятие с психологом (30 минут). Такое разделение связано с тем, что дети, посещающие данные занятия, имеют свои поведенческие особенности, зачастую связанные с их диагнозом. И не всякому ребенку под силу выдержать целый час в одном кабинете и с одним педагогом, хотя занятия и проводятся в легкой игровой форме.

Отдельно надо сказать о формировании групп. Группы сравнительно небольшие – 3-4 человека. Казалось бы – чем больше группа, тем больше поле для общения. Но, детям, которые практически не контактируют с другими людьми, поначалу довольно сложно даже в такой малочисленной группе. Новые лица, другая речь, поведенческие особенности других детей – все это огромный стресс. Именно поэтому так важно проводить занятия в связке с психологом.

Еще один важный момент – группы не формируются по возрасту детей и их диагнозам. Так происходит потому, что два ребенка одного возраста и с одним ведущим нарушением могут быть совершенно различны по своему развитию и коммуникативным навыкам.

Исходя из этого специалисты проводят индивидуально полное обследование каждого ребенка, и только потом формируют группы из сходных по своему интеллектуальному развитию детей, а также детей с особыми потребностями в коррекционном процессе.

Опыт проведения таких занятий показывает, что дети, вначале с опаской относящиеся к новому окружению, со временем становятся общительнее, перестают бояться говорить с другими людьми и даже находят друзей в своей группе.

Именно совместная работа логопеда и психолога дает необходимый комплексный подход к обучению коммуникации и занимает крайне важное место в перечне услуг, направленных на помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.

Получайте новые статьи прямо на почту! Введите e-mail:

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Запись опубликована в рубрике публикации моих коллег с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>