Особенности занятий, направленных на развитие коммуникативных навыков детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья
Романенко Валентина Владимировна
логопед
центр социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья
г. Санкт-Петербург
Общение – необходимый элемент жизнедеятельности. Дети, о которых пойдет речь ниже, не имеют полной свободы общения. Именно поэтому их приводят в социально-реабилитационный центр, где данному вопросу уделяется огромное внимание.
Современная, бьющая ключом жизнь, порой складывается таким образом, что для детей с ограниченными возможностями здоровья практически не остается в ней места. Родители таких детей заняты тем, что обеспечивают материальную базу, ведь потребности семьи, имеющей такого ребенка, безусловно возрастают. Сверстники же не всегда готовы общаться с особыми детьми. А если еще есть проблема в транспортировке и перемещении ребенка, то, порой, маленький человек оказывается просто запертым в собственном доме и круг его общения крайне ограничен. Соответственно, страдают представления об окружающем мире и культурных ценностях.
Специалисты центра социальной реабилитации осознают вышеупомянутые проблемы, поэтому логопед, совместно с психологом, проводит групповые занятия для детей, цель которых – помощь в овладении устной речью и формирование навыков речевого общения на основе овладения литературным языком.
Главное в этих занятиях – дать детям возможность общаться. Ведь даже при правильно сформированной лексической стороне речи, некоторые дети не могут воспользоваться этими знаниями в жизни – они не умеют общаться и, порой, им просто не с кем это делать.
В программу занятий входят:
- тренинги общения
- релаксационные тренинги
- ролевые игры
- игры на расширение и активизацию словаря
- усвоение лексического значения слов с помощью наглядности
- словесные игры
Одно занятие – это 60 минут, которые разделены на две части. Первая часть – занятие с логопедом (30 минут), вторая часть – занятие с психологом (30 минут). Такое разделение связано с тем, что дети, посещающие данные занятия, имеют свои поведенческие особенности, зачастую связанные с их диагнозом. И не всякому ребенку под силу выдержать целый час в одном кабинете и с одним педагогом, хотя занятия и проводятся в легкой игровой форме.
Отдельно надо сказать о формировании групп. Группы сравнительно небольшие – 3-4 человека. Казалось бы – чем больше группа, тем больше поле для общения. Но, детям, которые практически не контактируют с другими людьми, поначалу довольно сложно даже в такой малочисленной группе. Новые лица, другая речь, поведенческие особенности других детей – все это огромный стресс. Именно поэтому так важно проводить занятия в связке с психологом.
Еще один важный момент – группы не формируются по возрасту детей и их диагнозам. Так происходит потому, что два ребенка одного возраста и с одним ведущим нарушением могут быть совершенно различны по своему развитию и коммуникативным навыкам.
Исходя из этого специалисты проводят индивидуально полное обследование каждого ребенка, и только потом формируют группы из сходных по своему интеллектуальному развитию детей, а также детей с особыми потребностями в коррекционном процессе.
Опыт проведения таких занятий показывает, что дети, вначале с опаской относящиеся к новому окружению, со временем становятся общительнее, перестают бояться говорить с другими людьми и даже находят друзей в своей группе.
Именно совместная работа логопеда и психолога дает необходимый комплексный подход к обучению коммуникации и занимает крайне важное место в перечне услуг, направленных на помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.