Интегрированный урок логопедия+технология. Тема: Звуки [С], [С']. Буква С

Интегрированный урок логопедия+технология. Тема: Звуки  [С], [С']. Буква С

буква С и звукТухватуллина Руфия Хамитовна

  учитель -дефектолог

 ГБС(К)ОУ  «Татарско – Елтанская

специальная (коррекционная)

общеобразовательная

школа – интернат VIII вида»

Чистопольского района РТ

Цель: Закрепить навыки четкого различения и произношения  звуков[С], [С'] в слогах, словах, фразах, в предложениях; научить выделять звуки[С], [С'] в начале, середине, конце  слова; закрепить навыки пересказывания; развивать фонематический слух, внимание, память, мышление; воспитывать   этикет.

Вид: комбинированный.

Наглядность: Слоговые ряды, рисунки.

Оборудование: Компьютер, магнитофон, диск, воздушный шар, вата, пластилин, картон.

Ход урока.

  1. Орг. момент:
    Садится сначала тот, кто назовет лишний предмет:

Помидор- лук-слива;   (овощи)

Яблоко- груша- капуста;(фрукты)

Клён-дуб-сова;(деревья)

Платье-рубашка-стакан; (одежда)

Волк-медведь-сорока; (животные)

Голуби- ворона- лиса.(птицы)

  1. Основная часть.

  1.Фонетическая зарядка

1.Как воздух выходит из шарика? (С-с-с)

2.Как зовут девочку, которая помогает своему дедушке раздавать детям новогодние подарки? (Снегурочка)

3.Как называется птичка с красной грудкой, которая зимой не улетает в теплые края? (Снегирь)

4. Кого дети лепят зимой из снега? (Снеговика)

Какой звук слышится в начале слов «снегурочка», «снегирь», «снеговик»?

(Звук С)

  1. Произносим звук С

Логопед объясняет артикуляцию звука.

Подготовительные упражнения для произнесения звука С (выполняются перед зеркалом)
1. «Киска сердится»

2. «Футбол»

Произнесение звука С

Поставить язык, ка в игре «Киска сердится» и длительно протяжно произносить звук «и». Не изменяя положения языка (внизу, за нижними зубами), подуть на ватный шарик, как в игре «Футбол». Слышится чёткий звук «С

3.Характеристика звука

Звук [с] — согласный, глухой, твердый. Парный ему по твердости-мягкости — звук [c'] («сь»).

Сахар    сено

Сом      василек

     4. Речевая зарядка

Са-са-са

Со-со-со

Су-су-су

Сы-сы-сы

Си-си-си

Сё-сё-сё

Ся-ся-ся

Сю-сю-сю

Се-се-се

Ас-ас-ас

Ос-ос-ос

Ус-ус-ус

Ыс-ыс-ыс

Ис-ис-ис

Ес-ес-ес

Юс-юс-юс

Яс-яс-яс

   5. Чистоговорки

Са-са-са — кусается оса

Си-си-си- свечу не гаси

Ис-ис-ис- вкусный рис

Ас-ас-ас- я встретил вас

Со-со-со- высыпали просо

Се-се-се- ленточки в косе

Ес-ес-ес- сосновый лес

Су-су-су- несу косу

Ус-ус-ус- хороший вкус

Сы-сы-сы- тикают часы

Ыс-ыс-ыс- мы ловим крыс

Ось-ось-ось- пришел лось

Ась-ась-ась- приплыл карась

Усь-усь-усь- я учусь

Ысь-ысь-ысь- сбежала рысь

6.Развитие фонематического восприятия (слуха на речевые звуки)
1. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «С».

Логопед называет звуки: л, м, д, с, т, к, п, с, л, с, р, д, с.
2.  Работа с сигнальными карточками.

Твердый-синий.

Мягкий- красный.

Логопед называет слова:  сад, сом, дом, семена, суп, Сережа, сумка, рука, сапоги.

7.  Закрепление звукопроизношения в коротких предложениях. 

  1. Посеяли семена.                           Что посеяли?
  2. Весенний день.                             Какой день?
  3. Вкусная селедка.                          Какая селедка?
  4. Послали сестре письмо.              Кому послали письмо?
  5. Красивые персики.                       Какие персики?
  6. В реке плавает карась.                 Где плавает карась?
  7. У рыси появились рысята.          У кого появились рысята?
  8. Старая крепость.                          Какая крепость?
  9. На снегу сидит снегирь.              Кто сидит на снегу?
  10. Ася стирает сарафан.                   Кто стирает сарафан?
  11. Слива спелая и вкусная.              Какая слива
  12. У меня есть свисток.                    У кого есть свисток?
    8. Физминутка.
    Живые слоги.
    Логопед называет ребят слогами  Си, Са. Когда произносит слог СА ,встают дети кого называли со слогом СА.
    Когда произносит слог СИ ,встают дети кого называли со слогом СИ.
    Са,су, си, СА, ас,си, со, си, СА,Сю, си, си, СА.
    9. Использование ТСО.
    Придумывание слов со звуком [С] по заданию в начале слова, в середине, в конце слова.
    Придуманные слова записываются в тетради.
    10 Игра «Что пропало?»,«Назови лишний»
    11. Игровое задание.Вылепить букву [С] из пластилина.
    Чтобы нам, вылепить букву [С] надо взять кусочек пластилина и размять и раскатать его в ладошках колбаской (логопед показывает прием скатывания ладошками) таким образом, мы лепим букву [С].
    Буква [С]  состоит из одной части- полукруга.(полуовала). С полуоборотам на право прикрепить на картон.12.Восстанови текст.

    …винья в гостях

    Однажды пригла…ила Собака свою соседку Свинью на обед. Накрыла в саду стол… Еды приготовила: тут и сыр, и свекла в …ахаре, и смородина в сметане, сок сливовый, а себе- со…исок нажарила с салом.

    Пришла Свинья, даже «здравствуйте» не сказала, влезла в сапогах на стол, все сожрала, ничего собаке не о…тавила, даже свечку солью по…алила и съела. Потом улеглась на скатерть и говорит:

    -Скучно у тебя, Собака! Ты бы стихи почитала или  …казку какую- нибудь…

    - Совести у тебя нет,- рассердилась Собака.- Свинья, ты и есть свинья!..

    Свинья в гостях

    Однажды пригласила Собака свою соседку Свинью на обед. Накрыла в саду стол… Еды приготовила: тут и сыр, и свекла в сахаре, и смородина в сметане, сок сливовый, а себе- сосисок нажарила с салом.

    Пришла Свинья, даже «здравствуйте» не сказала, влезла в сапогах на стол, все сожрала, ничего собаке не оставила, даже свечку солью посалила и съела. Потом улеглась на скатерть и говорит:

    -Скучно у тебя, Собака! Ты бы стихи почитала или  сказку какую- нибудь…

    - Совести у тебя нет,- рассердилась Собака.- Свинья, ты и есть свинья!…

    13.Работа над текстом

    1. Кого  пригласила Собака в гости?

    2.Где накрыла Собака стол?

    3. Что приготовила Собака на обед?

    4.Как вела себя Свинья в гостях?

     1 ученик пересказывает рассказ.

       14.Музыкальная пауза. Прослушивание песни из мультфильма Винни- Пух «Кто ходит в гости по утрам?»  Анализ песни и текста.

     Правила поведения в гостях

    -Без приглашения в гости не ходят.

    -В гости надо приходить аккуратно к назначенному сроку.

    - Прежде чем войти в комнату, надо постучаться.

    -Если в комнате, в которую вы вошли, уже собрались гости, надо здороваться прежде всего с хозяйкой, а потом с остальными.

    - В гостях надо быть веселым и приветливым.

    -Не забудьте похвалить хозяйку за приготовленный стол.

    15.Итог урока.

    - Я думаю, что этот урок для каждого из вас был нужен и важен, а почему вы скажете сами.

    Закончите эти предложения.

    Я узнал…

    Я запомнил…

    Я научился…

Получайте новые статьи прямо на почту! Введите e-mail:

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Запись опубликована в рубрике конспекты занятий, публикации моих коллег, школьники с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>