Конспект подгруппового логопедического занятия. Тема: «Автоматизация произношения звука Ш» 3
учитель-логопед
ГБСК(ОУ)
школа VIII вида № 565
г. Санкт-Петербург
I. Орг. Момент
Соберите картинку (разрезная картинка)
Кошка, камыш, шапка, машина.
Какой звук мы слышим во всех словах? Звук Ш. Произнесём этот звук. Какой это звук? Согласный, твердый, глухой. Обозначается синим квадратом.
II. Развитие дыхания
«Волны шумят»
Исходная позиция: . сесть на пятки, руки внизу. 1-2 — волнообразное движение руками вперед — вверх, вдох. 3-4 — волнообразное движение руками вниз, выдох через рот со звуком «ш-ш-ш». То же, увеличивая амплитуду движений, вставая на колени и опускаясь на пятки.
III. Развитие фонематического восприятия
Послушай внимательно слова и когда услышите звук Ш в начале слова, подними сигнальчик. (изображение в предыдущих конспектах)
Слова: каштан, желудь, шорты, карандаш, кружок, каштан, рожок.
Послушай и повтори слоги:
Ша-ша-шу ,Ши-ши-ша ,Ше-ше-ши ,Аш-аш-уш ,
Шу-шу-ша, Ши-ши-шо, Ше-ше-ша , Шо-шо-шу .
IV. Развитие фонематического анализа.
Каштан. Сколько звуков в слове каштан? Сколько букв? Сколько слогов? Какой слог ударный?
Какой первый звук в слове каштан?
Какой последний звук?
Есть в этом слове звук Ш? Какой он по счету?
V. Развитие фонематического синтеза.
Перед вами лежат буквы. Нужно собрать из этих букв слово ромашка.
Посчитаем: сколько слогов в этом слове?
Какой слог ударный?
Назови слог со звуком Ш.
Положи синий квадрат под звуком Ш, положи красные кружки под гласными звуками. Назови гласные звуки.
Словарная работа:
Посмотрите, ромашка-это многолетние цветковое растение, у нее желтая серединка и белые лепестки. Ромашка бывает обычной и лекарственной. Лекарственную ромашку считают одним из самых полезных растений. С ее помощью лечат многие болезни. Ее собирают в период цветения, сушат, делают отвары и настои и даже специально выращивают.
Динамическая пауза
(Проводится под музыку Чайковского.)
Представьте, что вы – маленькие семена цветов. Вас посадили в землю на клумбе. Теплый солнечный луч упал на землю и согрел семена. Из них проросли маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Вот росток, набрался сил, пробуравил землю и выбрался, наконец, на свежий воздух. Ваши листики подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету, к солнцу. Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон. Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки. Сначала лепестки кажутся немного помятыми, но вот они распрямились, и все вокруг увидали прекрасный весенний цветок.
VI. Развитие навыка письма
Запишите слова Ромашка, каштан, камыш и подчеркните гласные буквы и букву Ш.
VII. Развитие языкового анализа и синтеза
Составление предложения: Шумел камыш и пели лягушки.
Сколько слов в этом предложении? Какие слова по счету со звуком Ш?
VIII. Автоматизация звука Ш в тексте.
До чего же хороШа
И полезна Буква Ш!
Без неё ты даже каШей
Не накормиШь малыШа.
Не поедеШь, не пойдёШь,
Не поеШь и не попьёШь,
На гармоШке не сыграеШь
И частуШки не споёШь.
Не сумееШь Шапку сШить,
ПоспеШить и рассмеШить!
Что ж, давайте не спеШа,
Мы напиШем Букву Ш!Н. Манжос
IX. Развитие мелкой моторики
«Пишем» букву Ш с помощью пластилина. (Лепка по контуру на картоне)
X. Итог занятия.