Конспект урока по русскому языку в третьем классе школы 5 вида
учитель-логопед УДКБ Первого МГМУ
им. И. М. Сеченова, г. Москва
Тема: Связь слов в предложении.
Цели:
1. Объяснить смысл связи слов в предложении
2. Научить определять вопросы к главным и зависимым словам в словосочетании или предложении.
3. Закрепить знания учащихся о грамматической роли членов предложения.
4. Развить высшие психические функции – речеслуховое восприятие, направленное внимание, логическое мышление.
Оборудование: доска, мел, таблица с вопросами, на которые отвечают подлежащее и сказуемое.
Лексический материал: Слова, сложные по семантике: пташка – маленькая птичка, поспели – созрели, стали зрелыми. Слова, сложные по слоговой структуре: пташка, второстепенные. неожиданно.
План урока:
I. Оргмомент.
Инструкция: Здравствуйте, садитесь, сейчас у нас будет урок русского языка.
Откройте тетради, запишите число и классная работа.
II. Объявление темы и цели занятия.
Инструкция: Сегодня на занятии мы сначала будем повторять пройденный материал, затем познакомимся с правилом связи слов в предложении. Мы найдём это правило в учебнике, а затем будем работать в тетради. В конце урока мы запишем домашнее здание.
III. Подведение к новой теме.
1. Закрепление знаний учащихся о роли главных и второстепенных членов предложения.
Инструкция: Ребята, вспомните, какие вы знаете члены предложения, какие члены предложения называются главными? Какие члены предложения называются второстепенными? Как найти в предложении его главные и второстепенные члены? На какие вопросы отвечают подлежащее и сказуемое? На какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения?
Прочитайте предложение на доске, назовите главные члены предложения, вопросы, на которые они отвечают. Назовите второстепенные члены предложения и вопросы, на которые они отвечают.
Лексический материал: Неожиданно подул резкий ветер.
IV. Работа над новой темой.
- Объяснение правила смысловой связи слов в предложении.
Инструкция: Я на доске написала предложение. Части предложения закрыты белыми полосками. Сейчас мы откроем первое слово и попытаемся угадать, о чем идет речь в этом предложении, если мы не сможем угадать, тогда я открою вторую часть.
Лексический материал: Вырос город.
Инструкция: Когда мы открыли первое слово - вырос, мы не могли понять, о чём именно идёт речь, а когда мы прочитали целое предложение – вырос город – мы поняли его смысл. Это значит, что все слова в предложении связаны друг с другом по смыслу. Найдите подлежащее и сказуемое. Задайте к ним вопросы.
А теперь давайте увеличим наше предложение, дополним его второстепенными членами. Придумайте слова, которыми можно пояснить, уточнить главные члены предложения.
Лексический материал: Быстро вырос новый город.
Инструкция: Задайте вопросы от главных членов предложения к второстепенным, эти слова связаны друг с другом по смыслу.
V. Физкультминутка
Инструкция: Сейчас мы немного отдохнём и сделаем зарядку.
Лексический материал:
Каждый день по утрам делаем зарядку (ходьба на месте)
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать, весело шагать.
Руки поднимать, руки опускать,
Руки поднимать, руки опускать.
Приседать и вставать,
Приседать и вставать.
Прыгать и скакать,
Прыгать и скакать.
VI. Закрепление знаний по новой теме.
- 1. Развитие умения устанавливать связь слов в предложении путем постановки вопроса от одного слова к другому.
Инструкция: На доске написано 2 предложения. Прочитайте первое предложение, затем второе.
Лексический материал: Девочка шьет. Поспели ягоды.
Инструкция: Давайте дополним эти предложения второстепенными членами.
Откройте тетради и запишите их. Найдите главные члены предложения. Подчеркните их. Теперь поставьте вопросы от главных членов к второстепенным.
Найдите слова, связанные по смыслу и запишите в тетрадь.
Лексический материал: Девочка шьёт платье для куклы. В лесу поспели вкусные, сочные ягоды.
- 2. Закрепление знаний о связи слов в предложении.
Инструкция: Посмотрите на доску и прочитайте предложение. Сколько слов в этом предложении? Сколько слогов в словах этого предложения? Запишите предложение в тетради. Назовите главные члены предложения, подчеркните их.
А теперь давайте найдем слова, связанные между собой по смыслу, задайте вопросы.
Лексический материал: Летом в лесу звонко поют веселые пташки.
Инструкция: Запишите слова, связанные друг с другом по смыслу в тетради и поставьте вопросы от одного слова к другому.
VII. Домашнее задание
Инструкция: Вам надо будет придумать 2 предложения, записать их, найти главные члены предложения, подчеркнуть их. Затем поставить вопросы и найти второстепенные члены предложения, которые поясняют главные члены. Выписать слова, которые связаны по смыслу, и поставить к ним вопросы.
Запишите домашнее задание в дневник.
VIII. Подведение итогов
Инструкция: Чему мы учились на уроке? Как найти слова, связанные между собой по смыслу?
Оценка работы детей на занятии.
Спасибо за интересный материал!