Конспект занятия по развитию речи «Расположение предметов в пространстве» (4 класс, школа VIII вида)

Конспект занятия по развитию речи  «Расположение предметов в пространстве» (4 класс, школа VIII вида)

Кошенскова М.Г.Кошенскова  Мария  Геннадьевна

учитель начальных классов

ГБС(К)ОУ школа (VIII вида) №565

 Г. Санкт-Петербург

Тема занятия. Расположение предметов в пространстве.

Цель занятия. Развитие фразовой речи.

Задачи:
Образовательные:

1. Создавать условия для повышения речевой активности учащихся.

2. Обогащать словарный запас детей с помощью введения в него слов- предлогов.

3. Учить детей отвечать на вопросы учителя, правильно употребляя предлоги.

4. Закреплять названия предметов мебели, посуды; способствовать усвоению обобщающих понятий «Мебель», «Посуда».
Коррекционно-развивающие:

5. Учить ориентироваться в пространстве с помощью понятий над, под, у, за, в, перед, на.

6. Развивать слуховое восприятие, устойчивость внимания, мелкую моторику детей.
Воспитательные:

7. Воспитывать интерес к учению, желание употреблять слова – предлоги в речи.

Словарь: посуда, мебель, лишний, букашка, ромашка, пташка, действие, предмет.

Оборудование: мебель в классе: парты, шкафы, тумбочки, стулья, стол; посуда: чашки, тарелки, ложки, вилки, чайник; карточки «Лишний предмет»; предметные картинки: ромашка, букашка, птица; картинки с изображением  мебели и посуды; кукла.

Технологии: развивающее обучение, дифференцированное обучение, игровое обучение.

План занятия

1. Организационный момент
2. Повторение изученного материала
- Повторение обобщающих понятий «Мебель», «Посуда»

- Работа на индивидуальных карточках «Лишний предмет»
3. Вступительная беседа к изучению нового материала

4. Объявление темы и основная часть занятия
- Показ учителем действий с предметами

- Динамическая пауза

- Выполнение действий учениками по инструкции учителя

5. Закрепление пройденного материала

- Работа с демонстрационным плакатом

6. Подведение итога занятия

7. Оценка деятельности учащихся

8. Окончание занятия

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

- Ребята, сейчас у нас урок развития речи. К нам пришли гости, давайте

поздороваемся с ними.

- Когда я хлопну над головой – сядут девочки, за спиной – сядут мальчики. Смотрите внимательно.

-Молодцы, руки положите на парту, ноги ровно стоят на полу, спинки прямые.

Ученики поворачиваются к гостям и здороваются.

Учитель хлопает  (над, за) собой и спрашивает, где хлопнула, уточняя понятия над, за.

 Учитель следит за правильной посадкой учеников.

2. Повторение изученного материала

это мебель-На прошлых уроках мы знакомились с предметами мебели и посуды. Назовите мне мебель, которая есть у нас в классе.

- Посмотрите на первую парту, перечислите посуду, которая стоит на ней.

- Молодцы, вы хорошо справились с заданиями. Но сейчас я дам вам задание посложнее. Посмотрите на карточки, которые я вам раздала, подумайте и назовите лишний предмет.

- Почему ты так думаешь?

- Как вы быстро и правильно справились с таким сложным заданием! У меня для вас есть сюрприз: волшебное стихотворение, с которым можно поиграть!

Ученики говорят названия мебели, которая есть в классе.

Ученики называют предметы посуды.

Ученики называют ( или показывают) лишний предмет и говорят почему.

 

3. Вводная часть.

- Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте:

« У куста растёт ромашка,

Под кустом сидит букашка,

Над кустом летает пташка,

Потому что за кустом,

Возле речки за мостом

Сидит мокрый рыболов

Без рубашки, без штанов»

- Давайте назовём, что это?

- Прослушайте ещё раз стихотворение.

- Эти картинки надо положить так, как говориться  в стихотворении. Где растёт ромашка? У чего? Под чем сидит букашка? И т.д.

- Давайте проверим, правильно ли мы разложили картинки.

- Молодцы, вот мы с вами и поиграли, прослушав волшебное стихотворение.

Во время чтения учитель вывешивает картинки предметов.

Уточняются названия предметов, учитель показывает на каждую картинку и слушает ответы детей.

Отвечающий ребёнок подходит к доске и крепит картинку в нужное место,

Учитель читает стихотворение, показывая картинки, хвалит детей.

4. Тема и основная часть  занятия.

- Олег, положи книгу стол. Ты понял, о чём я тебя попросила? Я сказала неправильно, поправьте меня. Куда надо положить книгу? Эдик, скажи правильно.

- Сейчас мы поучимся выполнять действия с предметами, ориентироваться в пространстве. У нас в классе хочет учиться кукла Оля, давайте проверим, будет ли она хорошей ученицей. Оля, сядь на стул. Ребята, правильно Оля выполнила действие? Оля, встань у стула. А сейчас -верно встала Оля? Оля спрячься за стул. Спряталась ли Оля? Оля, тебе надо выучить предлоги  и потом мы тебя возьмём в свой класс.

Динамическая пауза.

- Встаньте у парты, подойдите к доске. Скажи, где ты стоишь? Макар, сделай шаг вперед. Света, встань за Макаром и т.д. Скажи, где ты стоишь? Встаньте у своих парт, хлопните над головой, за спиной, перед собой. Сядьте, спрячьте руки под парту, положите на парту. Молодцы!

- Сейчас я вам раздам предметы, вы выполните с ними действия, которые я назову. Что это?это посуда

- Положи ложку на тарелку. Где лежит ложка? Достань ложку из тарелки; положи ложку под тарелку, достань ложку из – под тарелки; подержи ложку над тарелкой.

- Положите ложку в тарелку, отодвиньте в сторону. Молодцы!

(Учитель держит куклу и выполняет действия. Ученики отвечают.

Ученики выполняют задания, комментируя свои действия.

- Тарелка и ложка.

Ученики выполняют действия, называя положение предметов.)

5. Закрепление материала

- Посмотрите на плакат. Что нарисовано?

- Как назвать одним словом чашки, тарелки, чайник?

- Для чего нужна посуда? Что люди с ней делают?

- Где стоят чайники и тарелка с печеньем?

- Где стоят кастрюля и стаканы?

- Как назвать одним словом шкаф, стол?

- Для чего нужна мебель? Что люди с ней делают?

- Очень хорошо отвечали!

Ученики перечисляют предметы посуды, изображённые на картине.

- Посуда.

- В посуде готовим еду, едим, пьём из неё.

- На столе.

- В шкафу.

- Мебель.

- Мебель нужна для хранения вещей, на ней люди спят, едят, пишут.

6. Итог занятия

-Что сегодня учились с вами делать?

- Для чего нам нужны слова над, под, за, у, в?

- Эти слова нам нужны, чтобы указать что где находиться.

7. Оценка деятельности учащихся

- Сегодня хорошо на уроке поработали…

8. Окончание занятия

- Итак, сегодня мы с вами учились определять расположение предметов в пространстве.

Получайте новые статьи прямо на почту! Введите e-mail:

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Запись опубликована в рубрике конспекты занятий, публикации моих коллег, школьники с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>