Особенности работы по развитию слухоречевого восприятия у младших школьников после кохлеарной имплантации

Особенности работы по развитию слухоречевого восприятия у младших школьников после кохлеарной имплантации с ограниченным уровнем развития речи в условиях школы-интерната II вида

логопед СозонтоваСозонтова Татьяна Сергеевна

ГКОУ СО «СКОШИ № 126»

г. Екатеринбург

 

В последние годы кохлеарная имплантация (далее КИ) как высокоэффективный метод протезирования и реабилитации глухих детей и взрослых все шире внедряется в России. В настоящий момент дети с диагнозом «состояние после КИ» составляют 20% от числа моих обучающихся.

В данной статье отражаю опыт своей работы по развитию слухоречевого восприятия младших школьников после КИ.

Мною проводится реабилитационная работа с тремя учащимися с КИ (2 класс – ученик Е, ученик Ж.; 3 класс – ученица И). Егор проимплантирован в 2007 году ( в возрасте 3 лет), Женя в 2009 году ( в возрасте 5 лет), Ирина в 2009 году (в возрасте 6 лет).

При поступлении в нашу школу учащиеся показали резко ограниченный уровень речевого развития: Егор в активном словаре использовал звуковые комплексы и 3-4  слова бытового характера (мама, папа, нет); компоненты произносительной стороны речи были сформированы на уровне  недостаточно внятной речи; Женя при общении не использовал речевую деятельность вообще. У Ирины в активном словаре присутствовала простая нераспространенная аграмматичная фраза («Я идет» — Я иду). Как вторичный дефект, можно отметить недостатки эмоционально-волевой сферы и низкий уровень сформированности психических функций.

Реабилитационная работа с обоими учениками кропотливая и не столь успешная, как хотелось бы. Это обусловлено определенными трудностями:

- ограниченный уровень речевого развития до операции;

- отсутствие активного словарного запаса и слухового опыта до операции;

- низкий уровень слухоречевой памяти и устойчивости внимания;

- отсутствие ежедневной работы с родителями в силу их отдаленности.

В реабилитационной работе ранооглохших детей после КИ, согласно И. В. Королевой , следует выделить 4 этапа, которые перекрываются друг с другом: начальный этап, основной этап, языковой этап, этап развития понимания связной речи и сложных текстов.

В настоящее время Ирина и Егор находятся на языковом этапе, сущность которого заключается в формировании их языковых способностей. Речевой материал разговорно-обиходного характера, тексты и речевой материал тем уроков учащиеся воспринимают на слух, таким образом, с этими учащимися в обучении использую методику слабослышащих школьников.

Учитывая сниженный уровень развития речи у Ирины, ограниченный уровень развития речи у Егора восприятие устной речи на слух происходит в условиях ситуации: объявляю тему: «Мы будем говорить об осени», предъявляю наглядный материал – сюжетные картинки, памятки, использую информационно-коммуникативные технологии в виде электронных презентаций в программе Microsoft Power Point (предлагаю учащимся комплект предметных и сюжетных картинок с целью развития знаний о значении слов и их звучании, о правилах изменения слов и их соединения в предложении).

За период нашей совместной работы у учащихся отмечается положительная динамика в развитии слухового восприятия и слуховых представлений, а также в развитии произносительной стороны речи.

Ученик Женя проходит основной этап слухоречевого восприятия после КИ, согласно классификации И.В.Королевой. Но ведущий вид работы несколько иной, нежели чем с предыдущими учениками – это развитие слухового восприятия в ситуации закрытого выбора, накопление слуховых образов, понимание речи окружающих и собственной речи.

работа с детьми после имплантации

Направлениями нашей реабилитационной работы являются:

  • Обнаружение, различение и узнавание бытовых звучаний, а также звуков окружающей среды (использую аудиозаписи – голоса животных и птиц, бытовые звучания, звуки улиц).
  • Различение, узнавание слов одинаковой слоговой структуры, но разных по фонемному составу (стул – врач); слов разной слоговой структуры  с одинаковым (сумка – ножницы)  и разным местом ударного слога (ложка – голова). В данном направлении использую содержание лексических тем, которые изучаются на уроках развития речи (тренировка различения и узнавания из 8-9 слов);
  • Различение, узнавание предложений по числу слов: (Здравствуйте. – На улице идет дождь). Здесь использую материалы текстов по развитию слухового восприятия (тренировка различения и узнавания из 7 предложений).
  • Узнавание слов в слитной речи.
  • Развитие ритмико-интонационной стороны речи (изменение силы и громкости голоса с помощью специальных голосовых упражнений и соблюдения словесного ударения, развитие восприятия и воспроизведения ритма, развитие различных видов интонации).

За период нашей совместной работы в активном словаре у этого ребенка появились слова-предметы (по основным лексическим темам: «Одежда», «Обувь», «Мебель» и т.д.) и слова-действия (идет, бегает, читает и т.д.). Его речь стала достаточно внятной и успешно развивается слухоречевое понимание.

Предлагаю динамику развития слухоречевого восприятия моих учащихся.

Динамика развития слухоречевого восприятия у младших школьников с ограниченным уровнем развития речи после КИ

Егор (2 класс):

- слова (восприятие на слух) было: 60% стало: 90%;

- фразы (восприятие на слух) было: 0% стало:75%

- тексты (восприятие на слух) не воспринимал текст после прослушивания целиком,

сейчас после прослушивания воспроизводит 3-5 слов

 

Женя (2 класс)

- слова (восприятие на слух) было: 10% стало: 80%;

- фразы (восприятие на слух) было: 0% стало:70%

- тексты (восприятие на слух) не воспринимал текст после прослушивания целиком,

сейчас после прослушивания воспроизводит 1-2 слова

 

Ирина (3 класс)

- слова (восприятие на слух) было: 65% стало: 95%;

- фразы (восприятие на слух) было: 45% стало:80%

- тексты (восприятие на слух) не воспринимал текст после прослушивания целиком,

сейчас после прослушивания воспроизводит 3-4 предложения

Естественно, успех этой работы зависит от степени участия родителей в ней. Я помогаю родителям этих учеников овладеть знаниями о том, как научить их ребенка слышать и понимать речь, говорить, как стимулировать их ребенка к общению с окружающими. Данные цели совместной работы с родителями реализую через проведение собраний, открытых уроков, индивидуальных консультаций, а также через ведение индивидуальных тетрадей для домашних заданий.

Несмотря на вышеперечисленные трудности в моей работе, считаю, что потенциальные возможности слухоречевой реабилитации после КИ у моих учеников имеются. А специалисты и педагоги нашего образовательного учреждения приложат все усилия для создания эффективных условий процесса реабилитации детей после КИ.

Получайте новые статьи прямо на почту! Введите e-mail:

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Запись опубликована в рубрике публикации моих коллег, школьники с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>