Голос. Гигиена и профилактика нарушений.

гигиена голосаГолос. Гигиена и профилактика нарушений.

Всем, у кого профессия связана с речевой нагрузкой,  наверняка  приходилось  сталкиваться с проблемами голоса.  Голос для лектора, педагога, любого оратора  это рабочий инструмент, поэтому необходимо  его беречь и поддерживать в рабочей форме. Придерживайтесь нижеперечисленных правил. Это позволит вам  сохранить  голос  в хорошей  форме.

1. Важно вести  правильный образ  жизни, так как сила, да и вообще состояние голоса связано со всеми процессами, которые протекают в организме.  Необходимо соблюдать режим дня, высыпаться, правильно чередовать труд и отдых.  Важно полноценно и по режиму питаться.  Для голоса вредна очень холодная и очень горячая пища, а так же острые приправы.

2.  Необходимо закалять нервную систему. На голосе сказываются все психотравмы, страхи,  переживания. Всё это может непосредственно отражаться на голосе, который теряет чистоту,  интонационную подвижность, выносливость, может срываться.

3.  К проблемам с голосом приводят заболевания верхних дыхательных путей. Поэтому очень важна профилактика таких заболеваний. Важно следить за состоянием носоглотки.  На голосе всегда сказываются насморки,  воспаления зева, связок.  При неприятных ощущениях горло можно прополоскать настоем ромашки и этот  настой можно закапывать в нос при сухости слизистой. Так же в нос и в рот можно закапывать оливковое, персиковое или абрикосовое масло. Полезны  ежедневные полоскания горла  прохладной водой.  При этом температура понижается постепенно от  +20 до +12 градусов.  Закаливание носоглотки подойдёт  не только для  ораторов.

4.  Огромное негативное влияние на голос оказывают алкоголь и курение. При регулярном употреблении алкоголя голосовые складки сушатся.  Голос становится менее выносливым, низким и хриплым.  Курение нарушает естественный процесс дыхания. В голосе курильщиков часто присутствует сипота, нет мягкости и лёгкости звучания.

5.  Важно не переутомлять голос большим количеством выступлений.  Для лекторов и педагогов определена норма голосовой нагрузки.  Это не более 4 академических часов подряд в день.

6.  Очень полезно перед выступлением выпить стакан слегка тёплого чая или минералки.  Хорошо бы расслабить мышцы речевого аппарата, самому лектору отдохнуть и полностью расслабиться.  Потом необходимо сделать несколько циклов глубоких вдохов и выдохов и настроиться на работу.

7.  Очень полезно профессионалам, которые работают голосом ежедневно делать  зарядку, включающую артикуляционные, дыхательные и голосовые упражнения.  Всё это занимает немного времени, но позволяет  голос, да и весь организм   поддерживать в рабочей форме.

Упражнения для дыхания.

Свеча» — тренируем  медленный  выдох при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи. Обращаем внимание на живот. Медленно дуем на «пламя».  Оно должно отклоняться, постарайтесь удержать пламя на выдохе  в отклоненном состоянии.

Вместо свечи можно использовать полоску из тонкой бумаги.

«Упрямая свеча» — тренируем интенсивный  сильный  выдох. Представляем  свечу большого размера, понимаем, что ее трудно погасить, а сделать это надо. Сделаем  вдох, задержим на секунду дыхание и дунем на «свечу», пламя отклонилось, но не погасло. Еще сильнее дуньте, еще сильнее и ещё! Чувствуем ладонью на животе движения диафрагмы.

Артикуляционные упражнения.

Раскроем рот (упражнение для челюсти)

Важным условием хорошей дикции является хорошо раскрывающийся рот.  Исходное положение — рот закрыт, губы и челюсти расслаблены, язык лежит на дне ротовой полости.  Выполнение — произносим  звук [У] несколько раз без  напряжения: ууу, а потом  произнесите звук [А], рот раскрыт, нижняя челюсть опустилась  примерно на 3 см. Раскрывать рот на [А] надо медленно .

Упражнение для  губ.

Исходное положение — рот закрыт, челюсти сжаты, неподвижны, губы хоботком  (как на звук [У]). Выполнение — повороты «хоботком» влево, вправо,  вверх, вниз, (можно под счёт и  медленно), затем вкруговую — влево,  вправо. Повторить  3—4 раза.

Упражнение для  языка.

Исходное положение — язык лежит  во рту, кончик языка у  нижних зубов, рот раскрыт примерно  на 3 см, нижняя челюсть неподвижна.  Выполнение  — кончик языка поднимаем  вверх — к твердому нёбу, потом вправо, влево — в щеку и снова возвращаем  в исходное положение.  Повторить  3—4 раза.

Упражнения для голоса.

«Стонем».

1. Сядем на стул, сохраняя «осанку» — не откидываемся на спинку,  держим  спину прямо. Произносим  звук [М] так, как  это свойственно разговорной речи, но с закрытым ртом. Получается  что-то похожее на мычание.  Стонем.   Делаем  это тихоне напрягаясь, на выдохе. Все должно быть свободным: мышцы лица,шеи, рук.  Рот  должен быть закрыт, губы едва  соприкасаются. Вы вскоре должны почувствовать, как начнут вибрировать губы, вибрация отражается  на твердом нёбе, в носоглотке.

2. Укрепляем  звук [М] в упражнении «стон», постепенно присоединяем  к нему гласные: у-о-а-э-ы-и. Непрерывно на одной ноте должно звучать «М-мммм», изредка прерываемое короткими гласными: «Ммммм-У-мммм-О-мммм-А-мммм-Э-мммм-Ы-мммм-И».

3. Продолжаем стонать на звуке [М], произнесим  слитно, как одно слово, следующую фразу: «Мам, мёду нам». Слегка открывая рот на гласных, сейчас же мягко возвращаем  рот в исходное положение на [М] — стон. Так как фраза произносится на «стоне», то сонорные согласные удваиваются: ммаммёду-ннамммаммёдунамм…
Ощутив свободу звучания на «стоне», постараемся  сохранять эту свободу и в разговорной речи.

Я привела в этой статье лишь некоторые упражнения, которые будут полезны для голоса. Если у вас остались  вопросы по этой теме, пишите в комментариях. Если вы сочли данную информацию интересной, поделитесь с друзьями.

Получайте новые статьи прямо на почту! Введите e-mail:

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Запись опубликована в рубрике взрослые с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>